Фото: редакции

После участившихся кибератак и вмешательств во внутренние дела с использованием информационно-коммуникационных технологий многие государства задумались о создании своих собственных суверенных сетей. Однако, для взаимодействия между странами все равно нужны системы коммуникаций. Соответственно, нужна организация, которая будет эти процессы координировать и устанавливать правила игры.

На данный момент единственной такой площадкой, где можно обсудить вопросы информационной безопасности, является ООН. Но загруженность иными международными проблемами и новые вызовы не позволяют в полной мере организации заняться вопросами кибербезопасности. В мировом сообществе уже давно обсуждается идея о создании единого специального органа, который будет регулировать этот сегмент и координировать участников.

Изначально это должна была быть Рабочая группа открытого состава по кибербезопасности, так называемая РГОС, которая появилась в 2018 году. В первое время со своими задачами она даже справлялась. В отличие от Группы правительственных экспертов (ГПЭ) ООН, которая была создана по инициативе США, РГОС была открытой организацией, участие в ней могло принять любое государство, а сами решения были публичными. В ГПЭ же входили только 25 стран — сателлитов США и ее деятельность фактически никак не контролировалась.

Несмотря на опасения экспертов, две организации существовали вполне мирно и в чем-то даже дополняли друг друга. Но идиллия закончилась в 2022 году. Тогда США и Украина фактически сорвали заседание РГОС. Вашингтон отказал российским представителям в визах, а Киев наложил вето на большую часть решений. В такой ситуации пострадала не столько Россия, сколько все мировое сообщество, так как единственная дееспособная организация, регулирующая вопросы кибербезопасности, фактически перестала существовать. 

Фото редакции

Несмотря на то, что в РГОС входят 193 государства, США создали условия, когда они и их сателлиты могут саботировать работу организации. Результатом этого стала фактическая невозможность Рабочей группы реализовать свои задачи в сфере кибербезопасности. Как итог — участившееся количество кибератак и вмешательство в дела суверенных государств извне с использованием информационно-коммуникационных технологий. 

При этом никаких адекватных инициатив по обеспечению кибербезопасности Штаты не предложили. Но упорно продавливают выгодную для них повестку. Одна из ее составляющих — создать структуру по отражению кибератак на базе уже существующих организаций GERT и FIRST. 

Фото редакции

Но есть нюанс. Во-первых, эти организации являются частными. По сути это объединения американских бизнесменов и государственных и окологосударственных структур США. Во-вторых, они полностью зависимы от администрации Белого дома. Соответственно, все их решения будут приниматься исключительно в интересах США. Есть и еще один момент: деятельность этих структур регулируется не международными договорами, а исключительно внутренними документами. А значит, в любой момент времени любое государство может быть исключено из их состава без объяснения причин. Своего рода, еще один формат санкций. И ожидаемо антироссийских.

Естественно, что на таких условиях ни Россия, ни любое суверенное государство участия в подобных структурах принимать не будет. А следовательно, принятие международной концепции кибербезопасности вновь затягивается.