13 мая – ИА SM.News. К концу апреля инфляции в Россия ускорилась до 17,3%, — на 1,1% выше, чем в марте. К 20-тым числам месяца, согласно сведениям директора по инвестициям «Локо-инвеста» Дмитрия Полевого, в виду демпфирования экономики и укрепления национальной валюты наметилась дефляция — почти 1,7% Уже в мае рост цен замедлился до февральских показателей в 0,12-0,13%. По данным Росстата с начала года общее подорожание оценивается почти в 12%. Если экономические тенденции не изменятся, то в следующем [2023-м] году подорожание не превысит 7%, а к 2024 году ожидается консенсус -инфляция 4%, прогнозируют эксперты ЦБ.

«По прогнозу Банка России, с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция составит 18,0–23,0% в 2022 году, снизится до 5,0–7,0% в 2023 году и вернется к 4% в 2024 году», — написали на сайте регулятора.

Несмотря на зыбкость конъюнктуры, пессимистичные прогнозы главы Счетной палаты Алексея Кудрина — об инфляции, которая достигнет 20% к концу 2022 года — и трудности в расчете годового повышения цен, Москва имеет все шансы в очередной раз стать лидером среди других регионов России и доказать стабильность своей экономики. По словам руководителя департамента экономической политики и развития города Кирилла Пуртова, из-за развития торговли, диверсификации рынков и заметного прироста в сфере предоставления услуг инфляция в Москве к концу года окажется ниже федеральной на 2-3%.

Даже в условиях санкционного давления производственные мощности промышленного сектора столицы выросли на треть [на 33%], объемы торговли увеличились на 4%, а сфера услуг — после отмены противоэпидемических ограничений — на 46%. Кроме того, потребительский спрос в Москве не сильно «проседал» и в марте, а в апреле заметно увеличился — сейчас обороты продавцов достигли докризисного уровня, или порядка 18 млрд рублей в сутки, отмечает Пуртов.

«Ситуация достаточно стабильная, и мы детализировано в ежедневном режиме следим за развитием ситуации, следим за каждым промышленным предприятием, проводим большое количество встреч с бизнесом», — рассказал руководитель департамента на пленарном заседании Мосгордумы.

Согласно актуальным данным, безработица Москве также не грозит, даже учитывая уход с рынка многих глобальных компаний: апрельский коэффициент незанятых граждан не достиг даже половины процента [0,46%], или 33 тысяч человек — в поголовье. Федеральный тренд — в смысле увеличения числа незанятых россиян — не сильно отличается от московского: крупнейшие рекрутинговые ресурсы hh.ru, SuperJob и «Авито Работа» не отмечают серьезной динамики в размещении вакансий и в откликах. Тем не менее в столице готовы к росту увольнений и сокращений: в городе реализуется программа поддержки работников, находящихся под риском увольнения [на нее выделили 3,36 миллиарда рублей из федерального бюджета], создан кадровый центр, сотрудничающий с промышленными предприятиями и компаниями, ушедшими из России, а также работают проекты по переобучению граждан на базе профессиональных центров и коммерческих вузов.

Однако, по словам эксперта по экономике регионов, профессора географического факультета МГУ им. Ломоносова Натальи Зубаревич, кризис, вызванный западными запретами, не аналогичен предыдущим экономическим шокам. Из-за логистической энтропии, дефицита важного импорта и беспрецедентно широкого спектра подверженных санкциям отраслей экономическую просадку могут особенно сильно ощутить в тех регионах, где развита промышленность. Причина — в недостаточности российского сырья и директивных установках на импортозамещение — без создания необходимой «импортозамещательной» инфраструктуры, считает Зубаревич.

Ввиду снижения покупательской способности под угрозой сильного сокращения окажется сфера торговли и услуг, особенно в мегаполисах. И если крупный бизнес сможет сохранить сотрудников и стабильный наем, то граждане, занятые в предприятиях малого и среднего бизнеса будут массово сокращаться. Так, безработица к концу 2022 года может достичь 7-8%, — если учитывать, что сокращение реальных доходов населения не превысит 10%, поясняет РБК профессор МГУ. Подобные показатели анонсирует и ведущий экономист ЦМАКП Игорь Поляков, он также отмечает особенную уязвимость регионов с развитой промышленностью, сферами транспорта, торговли и общественного питания.