РоссияСб, 06 июля 2024
Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Белгород
Брянск
Владимир
Воронеж
Иваново
Калуга
Кострома
Курск
Липецк
Москва
Московская область
Орел
Рязань
Смоленск
Тамбов
Тверь
Тула
Ярославль
Северо-Западный федеральный округ
Архангельск
Великий Новгород
Вологда
Калининград
Ленинградская область
Мурманск
Петрозаводск
Псков
Санкт-Петербург
Сыктывкар
Южный федеральный округ
Астрахань
Волгоград
Краснодар
Крым/Севастополь
Майкоп
Ростов-на-Дону
Элиста
Северо-Кавказский федеральный округ
Владикавказ
Грозный
Дагестан
Магас
Нальчик
Ставрополь
Черкесск
Приволжский федеральный округ
Ижевск
Йошкар-Ола
Казань
Киров
Нижний Новгород
Оренбург
Пенза
Пермь
Самара
Саранск
Саратов
Ульяновск
Уфа
Чебоксары
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
Югра
ЯНАО
Сибирский федеральный округ
Абакан
Горно-Алтайск
Иркутск
Кемерово
Красноярск
Кызыл
Новосибирск
Омск
Томск
Дальневосточный федеральный округ
Анадырь
Благовещенск
Владивосток
Магадан
Петропавловск-Камчатский
Улан-Удэ
Хабаровск
Чита
Южно-Сахалинск
Якутск
Спецоперация России
Последние новости
Спецоперация России
Сортировка
Поиск
Спецоперация России
#Аналитика Читать 3 мин.

7 декабря президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал распоряжение о проведении вне-очередных выборов главы государства, на которых он сам будет единственным возможным победителем из любого списка претендентов

Зачем Ильхаму Алиеву внеочередные президентские перевыборы

kremlin.ru
#Аналитика

Фото: kremlin.ru

7 декабря президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал распоряжение о проведении вне-очередных выборов главы государства, на которых он сам будет единственным возможным победителем из любого списка претендентов
kremlin.ru #Аналитика

Фото: kremlin.ru

Зачем Ильхаму Алиеву внеочередные президентские перевыборы

11 декабря – ИА SM.News. Выборы без реального выбора назначены на 7 февраля 2024 года – на 15 месяцев ранее плановых, которые в соответствии с конституцией страны изначально должны были бы состояться в мае 2025 года. Свое решение витиеватыми политическими формулировками о благе страны, государства и нации он объяснять не стал, лишь указал в своем распоряжении на нормы права, позволяющие ему это сделать. То есть мотивировать или комментировать это неожиданное для многих решение и действие азербайджанский лидер не стал никак.

Срок президентских полномочий в Азербайджане – 7 лет, из которых Ильхам Алиев пробыл главой государства почти шесть. Следовательно, решение о проведении досрочных выборов он принимал не абы как, и в его основе лежит какая-то веская причина. За просто так от года высшей власти такие люди как он не отказываются. Следовательно, есть какая-то очень важная причина (или совокупность причин), заставившая пойти на такой экстраординарный шаг, перед лицом которой для него легко можно пожертвовать годом от нынешнего президентского срока, чтобы в итоге гарантированно получить себе легитимные властные полномочия еще на 7 лет.

Иными словами, если не провести выборы завтра, то через год результат плановых президентских выборов будет не столь очевиден как в ближайшем феврале. Из чего вполне очевидным представляется вывод, что в 2024 году в Азербайджане могут случиться пертурбации, катаклизмы и турбулентности, при которых переизбрание Ильхама Алиева на новый срок президентских полномочий окажется проблематичным. И поэтому их надо предвосхитить, сыграть на упреждение или опережение, лишив всех оппонентов, недругов и просто врагов главного ресурса политики – времени на контрманевры и ответные шаги. А это значит, что азербайджанскому президенту, несмотря на всю декларируемую к нему любовь народа, есть чего опасаться. Абсолютно уверенные в себе и своей способности контролировать ситуацию при любом ее раскладе политики на такие виражи и зигзаги без крайней необходимости не идут. Такие кульбиты совершают только в надежде избежать чего-то более худшего.

7 декабря президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал распоряжение о проведении вне-очередных выборов главы государства, на которых он сам будет единственным возможным победителем из любого списка претендентов

Фото редакции

В первую очередь бросается в глаза хронологическая связь и последовательность прибытия в Баку нового посла США в Азербайджане Марка Либби и объявления в стране внеочередных президентских выборов. Либби известен как сторонник евроинтеграции для стран Южного Кавказа, поддерживающий все усилия Армении в данном направлении и желающий направить по тому же пути Азербайджан. Он прилетел к новому дипломатической службы в субботу 2 декабря, и не прошло даже недели, как в четверг 7 декабря, то есть через пять дней, Ильхам Алиев подписал упомянутое распоряжение.

За считанные дни Баку и Вашингтон обменялись демаршами: МИД Азербайджана объявил о нежелании видеть на территории своей страны высокопоставленных американских чиновников и политиков, в ответ на что Государственный департамент США заявил о наличии аналогичного желания у американских властей в отношении азербайджанских политиков и чиновников. Госдеп США обнародовал соответствующее заявление 6 декабря, а днем позже президент Алиев подписал распоряжение о досрочных президентских выборах.

Казалось бы, пазл сложился: глава азербайджанского государства опасается активного американского вмешательства во внутренние дела своей страны, проводником которых будет вновь назначенный посол США, должность которого до этого была вакантна более года, так как в Вашингтоне все это время не могли определиться, кого направлять в Баку – «ястреба» или «голубя»? И как только выбор американских сенаторов стал очевиден, и они командировали в Баку деятельного противника азербайджанского внешнеполитического суверенитета, который, используя все рычаги и возможности влияния на внутриполитическую ситуацию в стране накануне и в процессе проведения президентской избирательной кампании, обязательно будет вмешиваться в нее, продвигая американские интересы и ценности, в противовес такой перспективе власти Азербайджана пошли на крайне радикальный шаг, перенеся выборы на 15 месяцев раньше, обломав тем самым столь явные устремления заокеанских идеологов и практиков однополярного мира расшатать ситуацию во время очередного планового электорального цикла, который изначально должен был завершиться в мае 2025 года.

Безусловно, Марк Либби, как это положено послу такой могущественной страны как США, будет, должен и просто обязан продвигать в Азербайджане американские интересы и ценности. Для этого его в Баку, собственно, и направили. Одной из таких целей является всемерная поддержка Армении и ее дальнейшее противопоставление Азербайджану и России, чтобы окончательно вырвать это страну из-под военно-политического влияния Кремля и подчинения ее контролю Белого дома и Пентагона. Для этого посол Либби будет или всячески дискредитировать мирные инициативы Баку, направленные на окончательное урегулирование армяно-азербайджанского противостояния в международно-правовом формате, или будет всячески поддерживать то радикальную часть азербайджанского общества, которая мечтает поквитаться вооруженной рукой с армянами за все прошлые исторические обиды.

Второй сценарий, на мой взгляд, мог быть более вероятен. И тогда при таком раскладе президент Алиев в условиях надвигающихся плановых президентских выборов был бы поставлен в зависимость от влияния требований улицы, которой манипулировал американский посол. Тем самым, будь выборы в 2025 году, президент Алиев мог оказаться в зависимости у посла Либби. Чтобы избежать этого, азербайджанский лидер сделал ход конем и перенес выборы на февраль 2024 года, чтобы американец физически не успел мобилизовать сеть агентов влияния внутри Азербайджана, активно финансируемую на протяжении последнего десятилетия из Грузии, и через них сбросить в умы людей нужную ему и США повестку предвыборных дискуссий.

Вроде бы все так, да не так. Угроза стабильно азербайджанской власти, казалось бы, купирована, но не до конца. Если бы не было объективных причин для настолько серьезного беспокойства, что пришлось назначать досрочные выборы главы государства раньше более чем на год, то президент Алиев вряд ли бы пошел на столь радикальный экстраординарный, почти революционный шаг. А причины есть, и они вполне очевидны.

Сегодня для азербайджанских политиков и журналистов некомильфо вспоминать, что президент Алиев еще в сентябре 2022 года во всеуслышание заявлял, что он вынудит Армению подписать мирный договор с Азербайджаном до конца года. 2022 год завершился 350 дней назад, на излете 2023 год, а мирного договора все нет и нет. Баку и Ереван сегодня в голос говорят о согласовании пяти базовых принципов, которые лягут в его основу, и чуть ли не трех четвертей его положений… Но те же самые речи, правда, в ином словесном оформлении, мы слышали полгода и даже год назад, и за все это время процесс консультаций, согласования и международного посредничества не сдвинулся ни на один шаг вперед. Более того, после организованного исхода армян из Карабаха в октябре этого года у официального Еревана появились дополнительные аргументы, чтобы всячески тормозить эти переговоры и дальше. Я не уверен, что договоры о мире и государственной границе между Азербайджаном и Арменией будут подписаны в 2024 году.

Похоже, что и у президента Алиева в этом тоже нет уверенности, иначе бы он не перенес выборы на более ранний срок, чтобы быть не быть в глазах своих соотечественников и избирателей пустозвоном и балаболом. Обещать мир с Арменией еще год назад и не добиться его в течение двух последующих лет для Ильхама Алиева будет сравни потере лица для японского самурая, после чего тот обязан сделать харакири или сэппуку. Уже сейчас он лишается имиджа политика, который всегда исполняет то, что обещает. Если бы выборы, как им и положено, состоялись бы в 2025 году, то весь следующий год он подвергался бы организованной критике изнутри и извне, что могло бы привести к десакрализации государственной идеологии, основанной на культе личности его отца и экс-президента Гейдара Алиева, и разочарованию общества в способности власти управлять далее эффективно. А так «момент истины» откладывается для него еще на семь лет, за время которых можно будет решить все внешнеполитические неурядицы с Арменией. При наличии гандикапа во времени любые варианты продолжают оставаться возможными.

Также не вполне ясно, когда начнется массовое переселение азербайджанцев в освобожденные еще в 2020 году населенные пункты Карабаха. В декабре 2020 года, меньше чем через месяц после окончания боев той войны, я посетил городок Гадрут, из которого ушло в горы армянское население. Этот населенный пункт находится в горной долине, оборонять его от азербайджанских военных, занявших окрестные горы, армянские военные не могли, поэтому ушли из него после непродолжительного боя. Дома стояли целые, некоторые из них, что на окраине, требовали только косметического ремонта, инженерные коммуникации не были разрушены и вполне могли быть реконструированы.

За полгода его вполне можно было бы оживить, и с него начать возвращение азербайджанцев Карабаха на свои исторические земли. Но за три последних года я так и не увидел сообщений азербайджанской прессы о восстановлении гражданской жизни в Гадруте. Знаю, что там есть гарнизон силовиков – армейцы, пограничники, полицейские, – но есть ли там кто-то еще не из «погонов» – тайна сия велика есть. Буду рад ошибаться, если это не так.

Азербайджанцы из сытого и благоустроенного Баку явно не хотят переезжать по доброй воле в Карабах, даже беженцы оттуда 30-летней давности, хотя накануне войны 2020 года и во время нее меня очень многие убеждали, что при первой возможности пойдут к могилам предков пешком, а некоторые – что босыми и по снегу. Похоже, что аналогичная ситуация складывается и в Шуше, несмотря на то, что там активно и массово проводятся различные официальные мероприятия самого разного масштаба и уровня. Полтора десятка ракурсов этого города с его гостями постоянно мелькают в азербайджанской прессе, но как живут самые простые обыватели Шуши, которые не задействованы в обслуживании всего этого официоза, и есть ли они вообще, никто не говорит. Понятно, что о вахтовиках, занятых в строительстве дорог, домов и инженерных сетей, речь не идет. Равно как о военных или полицейских, равно как об их маркитантах. Я говорю о простых учителях, врачах, продавцах и всех тех, кто обеспечивает социальную жизнь этих территорий. Почему азербайджанская пресса не пишет о них? Равно как и о селе ДжурджукМарджанлы, отстроенном заново после освобождения в 2016 году. Как оно сейчас, а?

С месяц назад в азербайджанской прессе прошла информация, что возвращение карабахских беженцев из окрестностей Баку на родину планируется весной 2024 года. А до этого времени оставленные в октябре этого года армянами дома и города будут стоять без света, воды, электроэнергии, в результате чего инженерные коммуникации будут размораживаться и приходить в негодность. То есть до того, как азербайджанцы начнут возвращаться в Карабах, будет необходимо заново создавать систему водо- тепло- энергоснабжения, канализацию и всю прочую коммунальную инфраструктуру. Проше будет снести все дотла и отстроить заново и в национальном стиле с традиционными для Азербайджана заработками на убытках государственного бюджета. Но четкого понимания того, кто, как, когда, какими средствами, за счет каких ресурсов все это будет делать, в Баку, похоже, нет. Равно как и нет реального плана тотальной реинтеграции Карабаха в состав Азербайджана. Если бы он был, то под знаменем этого плана, растиражированного в сотнях тысяч экземпляров и переведенного на все языки народов мира, Ильхам Алиев пошел бы на президентские выборы в мае 2025 года. Но на самом деле никакого плана реинтеграции в действительности нет, и поэтому он назначает досрочные выборы на февраль 2024 года. Чтобы выиграть гандикап во времени на создание этого плана.

Очень похоже на то, что в карабахском вопросе официальный Баку столкнулся с системным кризисом, выхода из которого у него сейчас нет, или он его не видит. Беженцы из Карабаха, изгнанные оттуда армянами 30 лет назад, и особенно – их дети, никогда Карабаха своими глазами не видевшие, но привыкшие жить на льготы, продуктовые пайки и прочие преференции со стороны государства, неплохо обустроились и обжились в других местностях республики и укоренились по новому месту жительства настолько, что лишение их статуса беженца и связанной с ним социальной поддержки никак не скажется на их благополучии.

На этот контингент правительство Ильхама Алиева рассчитывать явно не сможет. Чтобы направлять на обустройство Карабаха молодых энтузиастов, им будет необходимо обеспечить уровень социального статуса и гарантий выше, чем у бакинцев, а для этого никаких нефтегазовых доходов страны не хватит. К тому же мы видим, что президент Алиев явно не доверяет своим бизнесменам-азербайджанцам, даже постоянно приживающим в России и являющихся ее гражданами, полностью отдавая дело инфраструктурного возрождения Карабаха турецким подрядчикам, на которых у него есть рычаги влияния через друга и союзника президента Эрдогана.

Я так уверено пишу о кризисе в переселении азербайджанцев в Карабах, потому что имею у себя в России аналогичный кризис в деле переселения своих соотечественников на Дальний Восток. При СССР его население прирастало за счет переселения семей военнослужащих Забайкальского военного округа, аббревиатура – ЗабВО, которую расшифровывали не иначе как «Забудь Вернуться Обратно». В современной России на какие только ухищрения не идет правительство – и жилье по ипотеке под 0 %, и автомобиль, и гектар земли к ним в придачу, но народ туда все равно не едет, не веря властям и не видя там для себя никакой экономической и социальной перспективы. В Азербайджане с Карабахом явно наблюдается аналогичная ситуация, которая представляет собой молчаливый саботаж населением любых разумных инициатив власти. Не удивлюсь тому, что ради заселения Карабаха лет так через 5 президент Алиев сделает еще один экстраординарный и революционный шаг – перенесет столицу Азербайджана в Шушу. Казахстанский опыт переноса столицы из Алматы в Астану показывает эффективность такого шага для решения, казалось бы, неразрешимых задач внутренней политики.

Есть еще одна причина, по которой глава Азербайджана назначил досрочные президентские выборы на 15 месяцев раньше конституционного срока. По мере того, как переговоры с Арменией о мире и государственной границе буксуют все дольше и дальше, в азербайджанском обществе все сильнее начинают звучать голоса о необходимости новой войны и принуждения Еревана к миру вооруженной рукой, – дескать, надо вести войну до победного конца, до капитуляции, тем самым принудить Армению к миру и новым территориальным уступкам. Голоса в поддержку этого раздаются в азербайджанской прессе уже давно. Пока всячески обмусоливается вопрос о необходимости возвращения в состав Азербайджана семи анклавов, ранее относившихся в Газахскому району, и еще одного – села Кьярки – в Нахичеванской автономной республике. Если первые семь Армения может уступить без проблем для себя, после чего граница сдвинется вглубь армянской территории на 1-3 километра, и к Азербайджану отойдут 40-45 кв. км необитаемо территории, то утрата Кьярки будет для Еревана серьезным ударом, так как граница с Азербайджаном придвинется к Еревану на 8 км и сократится до 60 км по прямой. То есть Ереван может оказаться под огнем не только реактивной артиллерии ВС АР, но также и крупнокалиберной ствольной. К тому же это село расположено на перекрестке стратегических для Армении дорог, а численность его населения составляет до 3 тыс. человек. В Баку прекрасно это знают и не торопятся с решением данного вопроса, чтобы в одностороннем порядке не сорвать мирные переговоры.

Но если в Баку и других городах Азербайджана голоса с требованием войны зазвучат все громче, и на улицы вновь выйдет миллион человек с требованием новых боевых действий, как этой уже было в 2020 году накануне начала 2-й войны за Карабах, то у президента Алиева не будет выбора, кем быть – миротворцем или агрессором. Если выборы состоятся в феврале 2024 года, то у него будет легитимный статус, чтобы противостоять требованиям улицы, но если выборы случились бы в мае 2025 года, то он был бы вынужден на поводу у толпы, чтобы сохранить за собой власть и стабилизировать ситуацию в стране, не дав ей выйти из-под контроля. Перенос выборов автоматически снимает с повестки дня подобную ситуацию выбора в принципе, и у Алиева появляется возможность разыгрывать карту или облачаться в тогу миротворца максимально долго, имея в запасе очередной кредит доверия собственного населения.

«Мнение автора может не совпадать с мнением редакции». Особенно если это кликбейт. Вы можете написать жалобу.

Отправьте сообщение об ошибке, мы исправим

Отправить