5 июля – ИА SM.News. Об этом одному из самых читаемых немецких журналов Focus рассказал «ведущий экономист». Издание анонсировало опубликованный материал так: «самые насущные десять вопросов о грозящем дефиците газа и десять неудобных ответов» [перевод по ИноСМИ].

Отвечая на вопрос, насколько частные немецкие домохозяйства зависят от российского газа, экономист заявил, что из 40 млн домохозяйств 20 млн отапливаются газом, русским газом снабжаются 55% из них. А на вопрос, насколько немецкая промышленность зависит от газа из России, собеседник издания привёл следующие цифры:

«Прежде всего классическая промышленность, то есть около трети немецкой цепочки создания прибавочной стоимости, нуждается для производства своих изделий в постоянном газоснабжении. В 2021 году доля в 37% немецкого газового импорта на сумму в 14,4 миллиарда евро приходилась на производственные процессы».

Наиболее крупным потребителем газа в стране (третий вопрос), является концерн BASF, на который приходится порядка 4% всего потребления страны. Если рассматривать ситуацию в целом, только химико-фармацевтическая отрасль потребляет 15% немецкого газа.

Если министр экономики введёт наивысший уровень опасности из-за дефицита газа (четвёртый вопрос), государство будет вправе лимитировать газ (определять, кому и сколько давать), а также вмешиваться в ценообразование и отменять существующие условия для домохозяйств и предприятий. В этом случае цена на газ «может взлететь до небес», увеличившись в пять и даже в десять раз, объяснил эксперт.

При таком сценарии приоритет будет отдаваться частным домохозяйствам (пятый вопрос). Этого требует чрезвычайный план Федерального сетевого агентства. В промышленном секторе преимущество будет у социально значимых предприятий вроде супермаркетов и пекарен. Причём подобное распределение энергии точно будет соблюдаться (шестой вопрос), поскольку Федеральное сетевое агентство «держит все нити в своих руках».

Подобная ситуация, подчеркнул экономист, самым серьёзным образом отразится на частных домохозяйствах (седьмой вопрос). Температура воздуха в Германии в зимние месяцы может достигать до минус четырёх градусов, поэтому «неотапливаемая квартира может привести к серьёзным заболеваниям». Тем не менее, людям придется экономить энергию. Например, отапливать не все помещения, отказаться от духовки, отдав предпочтение электрическим приборам, или перейти на дровяные печи.

Если цены на газ действительно резко пойдут вверх и начнется дефицит (восьмой вопрос), Германия попытается предотвратить социальное напряжение и волну банкротств предприятий через реструктуризацию долгов за газ и господдержку газоснабжающих компаний. Эксперты же рекомендуют регулировать стоимость топлива с помощью инструментов налогообложения, сказал собеседник журнала.

Российский газ заменить никто не может (девятый вопрос). В последнее время специалисты увеличили объёмы закупок из других стран, наполняли газохранилища, однако «всё равно остается брешь, которую быстро не сможет закрыть ни одно правительство в мире». Быстро перейти на альтернативные источники энергии не получится.

Экономический ущерб от газового дефицита в Германии «будет огромен». Прогнозируется падение экономики в пределах 3,2 — 8%, а также рост безработицы, уровня бедности и государственной задолженности.