Фото: ИА SM-News

Стэнфордское исследование открыло новый метод лечения длительной аносмии, который дарит надежду миллионам людей по всему миру, позволяя вновь ощутить вкус жизни. Для миллионов людей, переболевших COVID-19, мир без запахов превратился в тихую, обедненную реальность. Они не чувствуют аромат утреннего кофе, запах дождя, любимых духов или готовящейся еды. Эта невидимая инвалидность, известная как аносмия, долгое время оставалась одной из самых загадочных и трудно поддающихся лечению последствий коронавирусной инфекции.

Почему COVID-19 крадет запахи?

Механизм потери обоняния при COVID-19 отличается от подобных симптомов при обычной простуде. Вирус SARS-CoV-2 атакует не сами обонятельные нейроны (сенсорные клетки, передающие сигнал в мозг), а поддерживающие их клетки-сустентоциты.

Эти клетки обильно покрыты рецепторами ACE2, которые вирус использует для проникновения. Инфекция вызывает массивное воспаление в обонятельном эпителии, и это воспаление, по сути, «оглушает» и повреждает хрупкие нейроны, лишая их способности функционировать. В тяжелых случаях может происходить и их гибель.

Хотя у большинства пациентов обоняние восстанавливается самостоятельно в течение нескольких недель или месяцев, у значительной части (по некоторым оценкам, до 5%) это нарушение сохраняется годами. Стандартным методом «лечения» до сих пор была лишь «тренировка обоняния» — регулярное вдыхание набора сильных ароматов (эфирные масла лимона, розы, гвоздики, эвкалипта) в надежде заново «научить» мозг распознавать сигналы. Но этот метод помогал далеко не всем.

Прорыв: лечить причину, а не симптом

Исследовательская группа под руководством доктора Патель предложила принципиально иной, регенеративный подход. Они обратили внимание на метод, уже хорошо зарекомендовавший себя в спортивной медицине и ортопедии — инъекции обогащенной тромбоцитами плазмы (PRP или БоТП).

Тромбоциты — это не просто клетки, отвечающие за свертывание крови. Они являются мощнейшими природными источниками факторов роста — специальных белков, которые стимулируют восстановление и регенерацию тканей, подавляют вредное воспаление и «запускают» естественные процессы заживления.

Ученые выдвинули гипотезу: если ввести концентрат этих «целительных» факторов роста непосредственно в поврежденную зону обонятельного эпителия, можно создать идеальные условия для восстановления поврежденных нейронов и прекращения хронического воспаления.

Ход исследования и ошеломляющие результаты

Для проверки гипотезы было организовано исследование, в котором приняли участие 26 человек (средний возраст — 50 лет), страдающих от потери обоняния после COVID-19 более полугода. Участников разделили на две группы:

  • Основная группа: получала три инъекции обогащенной тромбоцитами плазмы (взятой из их же собственной крови) в слизистую оболочку носа с интервалом в две недели;

  • Контрольная группа: получала три инъекции стерильного физиологического раствора (плацебо) по той же схеме.

При этом все участники продолжали ежедневную тренировку обоняния, чтобы усилить потенциальный эффект. Результаты, опубликованные в авторитетном журнале International Forum of Allergy & Rhinology, превзошли ожидания. Для объективной оценки использовался стандартный тест на идентификацию запахов (UPSIT), где нужно распознать 40 различных ароматов.

  • Через три месяца после начала лечения группа, получавшая PRP, уже показывала статистически значимое улучшение.

  • Через шесть месяцев разрыв стал еще более выраженным.

  • К концу исследования участники из основной группы смогли correctly идентифицировать в среднем на 8,5 запахов больше, чем в начале. В то время как в группе плацебо среднее улучшение составило лишь 1,5 запаха.

Будущее терапии

Несмотря на впечатляющие успехи, ученые отмечают, что это лишь первое, хоть и очень многообещающее, исследование. Для широкого внедрения метода необходимы более масштабные клинические исследования с большим количеством участников, которые помогут точно определить оптимальные дозировки, интервалы между инъекциями и долгосрочность эффекта.

Тем не менее, прорыв состоялся. Доктор Патель уже успешно применяет эту терапию в своей клинической практике в Стэнфорде. А вскоре подобное лечение начнут официально предлагать и в специализированных клиниках Великобритании, открывая новую страницу в борьбе с одним из самых изнурительных последствий длительного COVID.

Ранее ИА SM-News сообщалось о тайне Кейт Миддлтон: парик, болезнь или игра в молчание — версии онколога.