2 июня – ИА SM.News. Америка выступила против российской концепции цифрового суверенитета. Об этом сообщили представители России по итогам заседания Рабочей группы открытого состава по кибербезопасности (РГОС). Ее темой стала кибербезопасность в свете наращивания некоторыми странами возможностей для использования информационных технологий в военных целях.
РГОС была запущена в 2018 году именно по инициативе России — в противовес существовавшим ранее, но забуксовавшим механизмам обсуждения вопросов кибербезопасности в ООН. Ключевым из них была Группа правительственных экспертов (ГПЭ) ООН, в которую в разное время входили от 15 до 25 стран, включая Россию и США. В 2015 году они выпустили первый вариант кодекса ответственного поведения государств в сети, но затем мнения разошлись и несколько лет группа не собиралась.
В 2018 году США предложили перезапустить ГПЭ Одновременно Россия объявила о необходимости создания более демократичной структуры. Ее работу было предложено сделать более открытой (все мероприятия транслировались бы онлайн, в то время как ГПЭ ранее заседала за закрытыми дверями) и инклюзивной (во встречах могли бы участвовать представители не только властей, но также неправительственных структур и бизнеса).
Генассамблея дала «зеленый свет» и той, и другой инициативе. Были опасения, что они войдут в конфликт, но по итогу стали вполне мирно сосуществовать: Россия возобновила работу в ГПЭ, а США вошли в РГОС.
Тогда казалось, что все 193 страны, входящие в РГОС, действительно заинтересованы в создании современной и адекватно работающей системы кибербезопасности. С большинством участников этот тезис сработал. Но только не с США, а в последствии, еще и с Украиной.
2022 год начался для РГОС с громкого скандала. Российским представителям США отказали в визе, Зеленский наложил вето на часть деятельности структур, которые прямым образом взаимодействовали с Россией, а она в ответ заблокировала аккредитацию иностранных IT-компаний.
Не получилось конструктивного диалога с США и в 2023 году. Россия выразила озабоченность в связи с использованием информационных технологий в военных целях. В частности, для нанесения ущерба критической инфраструктуре. Российской стороной была выдвинута идея создания Реестра контактных пунктов. В них от каждой страны должна входить организация, имеющая компетенцию по отражению кибератак.
Суть их создания в том, что контактные пункты будут принимать от государств сигналы о кибератаках, обрабатывать их и нейтрализовывать. Все это будет способствовать повышению безопасности и хорошо вписывается в общую концепцию цифрового суверенитета.
США инициативу заблокировали. Что, в общем то, было ожидаемым. В ответ американская сторона предложила, как ей кажется, альтернативу. Вот только назвать ее этим словом невозможно. Штатовские специалисты предлагают для озвученных Россией целей использовать уже существующие американские системы GERT и FIRST. Сами по себе они являются частными и представляют собой объединение американских коммерческих и государственных компаний.
Но ни Россия, ни другие страны на такое не пойдут. Во-первых, для вхождения в их состав необходимо получить одобрение руководства. Что не всегда возможно, в том числе, и по политическим причинам. Во-вторых, нет гарантий, что в итоге членов этих организаций не будут из них исключать под надуманными предлогами.
Но главное: будучи аффилированными с правительством США они явно будут действовать в интересах Америки и ее сателлитов. Ни о какой концепции глобальной кибербезопасности речи в таком случае не идет.