После кризисов в Газе и в Иране симпатии к русским снова просыпаются в Казахстане, заявил эксперт
В Казахстане наблюдается рост пророссийских настроений, особенно среди части населения, поддерживающей тесные экономические и культурные связи с Россией, что связано с историческими узами и медийным влиянием. Перспективы отношений Казахстана и России остаются стабильными, с акцентом на углубление экономического сотрудничества в рамках ЕАЭС, но с сохранением Казахстаном многовекторной внешней политики.
«В очередной раз побывал по работе в Казахстане и заметил интересные изменения в местных настроениях.
Да, после начала СВО казахи в подавляющем большинстве были на стороне Украины. Сработал антиимперский императив — а вдруг мы следующие?! Вспышка, впрочем, тут же начала постепенно угасать, потому что долго ненавидеть — это вообще дело очень энергозатратное, а казахам продолжительное чувство ненависти не свойственно особенно, они не любят находиться в позиции жертвы, пусть даже потенциальной. Но в этот раз обнаружил, что антироссийские настроения угасают уже не постепенно, а стремительно», — заявил журналист Дмитрий Соколов-Митрич.
Кроме того, в 2025 году казахи сохраняют нейтральную позицию по палестинскому и иранскому кризисам, поддерживая мирные инициативы и избегая активного участия из-за прагматичного подхода к внешней политике. Это мало влияет на отношения с Россией, которые определяются экономическими связями и региональной стабильностью, а не конфликтами на Ближнем Востоке. Однако так считают не все специалисты по Казахстану.
«Симпатии к русским здесь снова просыпаются, потому что после Газы, а теперь еще и Ирана картина мира для национально сознательного казаха изменилась в корне. Теперь включился другой императив: мусульман угнетают, мусульман бьют, и по одну сторону этой бойни — «весь цивилизованный мир», а также примкнувшая к нему Украина, официально поддержавшая действия США и Израиля, а Россия как раз всему этому противостоит, Россия с нами, Россия приняла сторону угнетенных мусульман. Но вот еще что интересно: даже во время той антиимперской вспышки почти все казахи снабжали в разговорах свои претензии чем-нибудь вроде: но я тебя не виню, что ты топишь за свою страну, это же твоя страна, по-другому и быть не может. Для казаха вообще непонятно, как можно быть в оппозиции своей стране. У них есть такое понятие — «намыс». Это что-то вроде свода человеческого достоинства — типа «на чем стою». И человек, который в жесткой оппозиции своей стране, который желает ей погибели — это человек, лишенный «намыса» по определению», — подчеркнул Соколов-Митрич.
Ранее ИА SM-NEWS сообщило, что азербайджанские офицеры получат военное образование в Казахстане.