23 октября – ИА SM.News. Ей инкриминируют шпионаж в пользу России, а также поддержку политики президента Путина в проведении СВО ВС РФ на Украине. Инициатором этой информации стал редактор портала Criminal.az Анар Мамедов, с легкой руки которого она разлетелась по сети Интернет и стала бурно обсуждаться в Азнете, как русскоязычном, так и азербайджаноязычном (в первом – больше). Позже эту информацию подтвердили популярные азербайджанские сайты Haqqin.azи 1news.az, а также перепечатали некоторые украинские и российские издания.
Однако официального подтверждения или опровержения факта ареста Назакет Мамедовой пока нет. Информационную волну разгоняет только пресса.
Для начала скажу, что журналист Анар Мамедов и политолог Назакет Мамедова между собой никак не родственники, а однофамильцы. В Азербайджане фамилии Алиев, Гусейнов и Мамедов являются самыми распространенными, и даже больше, чем в России Ивановы, Петровы и Кузнецовы. Это обусловлено вековой приверженностью большинства населения страны исламу шиитского толка. Не ошибусь, если скажу, что пятая часть азербайджанцев имеет фамилию Мамедов или Mammadov. Здесь никакого подвоха нет.
Но дальше начинается самое интересное.
Через поисковые программы Рунета информация об «известном азербайджанском политологе», как ее именуют в местных социальных сетях, Назакет Мамедовой не обнаруживается. Интернет заполнен фотографиями и статьями о выдающейся азербайджанской советской оперной певице с таким именем и фамилией. Есть страницы или профайлы ее полных тезок из Самары и Тулы, родившихся и выросших в России, но о даме-политологе с таким именем из Азербайджана сведений нет, равно как и о мероприятиях с ее участием. Точнее – они появились два дня назад, как на поверхность всплыла эта история.
И это не удивительно, ведь эта дама не говорит по-русски и, естественно, по-русски ничего не может ни прочитать, ни написать. Эту информация мне подтвердили очень многие азербайджанские журналисты, с которыми я в силу своих профессиональных интересов общаюсь уже 10 лет. Иными словами, «известный азербайджанский политолог» Назакет Мамедова известна только в Азербайджане, и то далеко не всем, так как треть азербайджанцев, особенно из числа бакинской интеллигенции, масс-медиа и соцсети на родном языке не читают из принципа, считая это дело ниже своего достоинства и социального статуса.
Более информированными показались коллеги из азербайджаноязычных масс-медиа, что и не удивительно, так как они в силу профессиональной деятельности читают азербайджаноязычные ТГ-каналы, но и они кроме публикаций в поддержку Кремля ничего другого в адрес Назакет Мамедовой сказать не могли, а кое-кто даже предположил, что она специально провоцировала в целом антироссийски настроенную азербайджаноязычную аудиторию, чтобы на волне «черного самопиара» и критики в свой адрес повысить собственную популярность и рейтинги своих каналов в соцсетях.
Следовательно, быть агентом разведки класса Евгения Примакова, когда он в статусе специального корреспондента газеты «Правда» будоражил весь Ближний Восток против Израиля и Турции, Назакет Мамедова быть попросту не может в силу ограниченности образования. Быть пропагандистом идей Кремля в Азербайджане также быть не может, так как элементарно не сможет их понять, не владея языком оригинала, а также в силу ограниченности по языковому принципу своей аудитории. Распространять же в социальных сетях цитатник идеологических штампов российской пропаганды, кем-то переведенный на азербайджанский язык, – ну, это никак на шпионаж в пользу России не тянет, а свободу слова в Азербайджане, как я знаю по собственному опыту, еще никто не отменял. Что-то здесь явно не вяжется.
Теперь давайте примерим на амбициозную и целеустремленную на собственную известность Назакет Мамедову образ азербайджанской Мата Хари. Она, как известно, была расстреляна французами за шпионаж в пользу противника в военное время, но обоснованность и законность приговора в отношении нее до сих пор вызывают сомнения. Не превращают ли Назакет Мамедову в этакую азербайджанскую Мата Хари?
Сначала надо понять, как она могла добывать ценную для российских спецслужб или военной разведки информацию, составляющую государственную тайну? Всякий, кто знаком с реалиями жизни в Азербайджане, задаст тот же вопрос. Она не состоит на государственной службе, чтобы иметь доступ, пусть и неформальный, к соответствующей информации, иначе бы она не писала в социальных сетях пророссийские публикации, не одобряемые аппаратом президента. Денег для подкупа чиновников средней руки у нее явно нет, иначе бы она не искала славы и популярности у себя на родине даже почти экстремальными постами в социальных сетях. Быть разведчиком-нелегалом, специально внедренным в Азербайджан, она тоже не может, так как ее прекрасно знают с момента рождения.
Следовательно, представлять собой какую-то серьезную угрозу для национальной безопасности Азербайджана она не может. Остается что-то по мелочи или совершенно дилетантское типа фотографирования мест расположения воинских частей (но зачем все это нужно в России, когда и так все прекрасно видно на спутниковых снимках из космоса?). Но и эти действия квалифицируются как государственная измена, а не шпионаж, как это вменяют Назакет Мамедовой, если верить тому, что об этом пишут азербайджанские паблики. Лично у меня есть только одна правдоподобная версия того, что может быть инкриминировано как шпионаж, – это сбор информации об азербайджанских журналистах или таких же, как и она сама, местных блогерах, кто занимает проукраинскую позицию по вопросу конфликта на Украине для ее передачи российским спецслужбам. Но и это – лишь аналитическая работа с открытыми источниками информации, а не передача информации, составляющую охраняемую законом тайну.
Получается, из всего сказанного выше, можно сделать только один вывод: ответ на вопрос, в чем конкретно обвиняется Назакет Мамедова надо искать не в юридической, а в политической плоскости, к чему нас активно подталкивает вся азербайджанская блогосфера, находящаяся преимущественно на антироссийских позициях. Если все это так, и вся кутерьма вокруг этой дамы полностью инспирирована официальным Баку (иначе кто еще мог бы дать заказ СГБ АР на ее арест?), то цель это специальной информационно-пропагандистской операции отчетливо видна: 15 октября, в день 20-летия своего президентства, Ильхам Алиев поднял государственный флаг Азербайджана над административным центром Карабаха – городом Ханкеди и в других городах этого региона. После этого на повестку дня встал вопрос досрочного вывода из этого региона российского миротворческого контингента, мандат которого рассчитан до ноября 2025 года. Чтобы стимулировать этот процесс, необходимо подогреть антироссийские страсти в азербайджанском обществе, подкинув ему азербайджанскую Мату Хари – Назакет Мамедову, о существовании которой до этого знал очень узкий круг ограниченных людей.
Посидит она четыре месяца в следственном изоляторе СГБ АР на седьмом этаже ее центрального офисного здания, а может – и того меньше, с полным комфортом, а потом ее выпустят и даже денежную компенсацию выплатят. И все будут при своих: она получит свою минуту славы и деньги, а власти Азербайджана – вывод российских миротворцев из Карабаха. А до ситуации вокруг Украины дело есть только досужим азербайджанским журналистам и блогерам.
Я тоже поначалу так подумал, но потом призадумался – уж все ровно как-то получается и не очень-то правдоподобно в конечном итоге. Азербайджанская блогосфера гудит, обсуждая такую не просто горячую, а жареную новость, особенно если учитывать ее преимущественно антироссийскую направленность, – но это ее обычное состояние, соцсети для того и созданы, чтобы пар социального недовольства выпускать в свисток. Пара-тройка сайтов с каждой стороны, особо не заморачивающихся о качестве и свежести распространяемой ими информации, особенно если за нее платят по коммерческому (рекламному) тарифу перепечатали ее со ссылками друг на друга, и вот вам – ой-ля-ля – новая сенсация: в Баку арестовали российскую шпионку!
Поняв это, я по второму разу обзвонил половину знакомых мне азербайджанских журналистов, и все они в один голос мне сказали, что никто лично своими глазами политолога Назакет Мамедову собственными глазами не видел, все знают о ее существовании только по социальным сетям, где ее публикации вызывали сильное возбуждение о определенной части публики. В редакции, особенно в Sputnik-Азербайджан, всегда приходила оперная дива Назакет Мамедова, в связи с чем, похоже, и родилась идея выдуманному герою придать некоторые черты реального человека. У нас в России подобная деятельность квалифицируется как вторжение в личную жизнь, тайна которой неприкосновенна, и преследуется в соответствии с уголовным законодательством. В Азербайджане, я надеюсь, тоже.
Даже на Украине, президент которой Владимир Зеленский призывал на прошлой неделе страны Запада к открытию «второго фронта против России на Кавказе», не развернули вокруг этой новости пропагандистскую шумиху, как они делать это умеют, превращая муху в слона, если есть хоть доля правдоподобности в том, о чем они вещают, не отнеслись к этой новости с большим энтузиазмом, опубликовав пару статей со ссылками на азербайджанские пусть и популярные, но частные сайты. И все.
После всего этого у меня возникает вопрос: а была ли на самом деле азербайджанская Мата Хари по имени Назакет Мамедова, шпионившая в пользу России, или все это фейк, специально созданный, чтобы вбить клин в российско-азербайджанские отношения? И как долго официальный Баку будет терпеть подобные провокации в свой адрес со стороны собственных граждан, порочащих его имидж в международных делах?