Кандидат исторических наук, профессор Олег Кузнецов заявил о том, что Россия успешно справилась с миротворческой миссией в Нагорном Кабарахе
Строки из одной солдатской песни времен окончания Афганской войны 1978-1989 годов сегодня лучше всего подходят для описания ситуации, когда ВС РФ официально начали вывод миротворческого контингента из Карабаха, который должен завершиться в конце лета. Это тот самый случай, когда политические резоны доминируют над военными, но именно политика, а не стратегия и тактика военного дела определяют суть любой миротворческой операции. И об этом надо помнить всегда, когда речь будет идти о российской миротворческой миссии в Карабахе 2020-2024 годов.
Миротворцы в этом регионе Южного Кавказа оказались в середине ноября 2020 года для обеспечения исполнения условий трехстороннего соглашения между Азербайджаном, Арменией и Россией о прекращении огня и военных действий в Карабахе, подписанного в Москве главами трех государств в ночь с 9 на 10 ноября, положившего конец войне между Азербайджаном и Арменией, начавшейся 27 сентября. Главной целью миротворцев была защита условно мирного, – будем говорить об этом честно, – армянского населения Карабаха от действий азербайджанских военных, и с ней они довольно-таки успешно справлялись вплоть до 19 сентября 2023 года, когда ударами ВС АР были разгромлены и уничтожены остатки вооруженных формирований карабахских армян, не желавших разоружаться и интегрироваться в мирную жизнь. После этого, как мы все помним, из Карабаха в Армению в течение трех недель выехало порядка 105 тысяч местных армян, не пожелавших мирно сосуществовать с азербайджанцами в статусе граждан этой страны.
На этом миссию миротворцев можно было бы считать завершенной, и организовать их вывод из Карабаха еще в конце прошлого года, так как объект их защиты и опеки – армянское население – из региона организованно выехало в Армению. Но, как оказалось, оставались нерешенными некоторые организационно-технические вопросы, связанные, например, с разминированием местности, охраной захваченного у армянских боевиков вооружения и боеприпасов или передачей ранее оборудованных блок/постов и прочих наблюдательных позиций азербайджанским военнослужащим.
Одновременно со свертыванием российского миротворческого контингента в Карабахе начались работы по завершению работы совместного российско-турецкого мониторингового центра по контролю за ситуацией в регионе Южного Кавказа, расположенного в городе Агдам. То есть из Карабаха уходит не одна Россия, но еще и Турция, военные которой пришли в этот регион сразу же за российскими миротворцами в конце 2020 года. Иными словами, Карабах освобождается от иностранного военного (пусть и дружественного) присутствия, полностью и окончательно возвращаясь под юрисдикцию официального Баку. Поэтому совсем не правы те, кто говорят о военно-политическом поражении России на Южном Кавказе, – особенно в этом отношении сейчас усердствуют украинские авторы, – поскольку возвращение миротворцев домой после успешного завершения миссии – это не поражение, это – наша победа, ценность которой геополитические противники России хотят дезавуировать и принизить.
Продолжая тему якобы «военно-политической немощи России», о которой якобы свидетельствует вывод миротворцев из Карабаха, дескать те там никакой реальной силы собой не представляли и находились исключительно из милости официального Баку, хочу напомнить всем сторонникам этой точки зрения о том, что в ноябре 2020 года в Карабах прибыли военнослужащие 15-й отдельной гвардейской мотострелковой Александрийской бригады. Той самой бригады, бойцы которой, вернувшись в порядке ротации из Карабаха, затем отправились на Украину, и там в боях под Авдеевкой осенью прошлого года уничтожили первые три американские танка М1А1 Abrams из состава 47-й мотопехотной бригады ВСУ, считавшейся элитной в рядах украинской армии. И не надо думать, что нечто подобное тому, что сделали под небом Донбасса, «черные гусары» не смогли бы сделать в горах Южного Кавказа.С боевой выучкой, мотивацией и армейским профессионализмом у них все в порядке было и в Карабахе, и после него.
Сейчас российская миротворческая миссия в Карабахе более всего осуждается в Армении, и в том числе теми, чьи жизни она спасла поздней осенью 2020 года. Не вмешайся тогда Кремль в события 2-й Карабахской или 44-дневной войны, сотни даже тысячи карабахских армян стали бы жертвами того вооруженного конфликта, победить в котором у них не было ни малейшего шанса. Теперь они, будучи в Армении, обвиняют Россию, что она не защитила их от Азербайджана. Но при этом как-то очень лицемерно забывают, что армия защищает только от армии, но не спасает и не может спасти от чувства вины и страха возмездия, которым жили карабахские армяне из-за совершенных ими в начале 1990-х гг. военных преступлений против азербайджанцев.
Именно эти два чувства – вина и страх – гнали армян из Карабаха в конце сентября – начале октября 2023 года, когда ВС АР за сутки разгромили и рассеяли по горам отряды карабахских федаинов, которые кичились своим статусом военных преступников и безнаказанностью за это на протяжении четверти века. А как только их за все это призвали к ответственности, то они, прикрываясь мирными карабахскими армянами, за спинами российских миротворцев бежали из Карабаха в Армению, чтобы теперь оттуда, снова находясь в относительной личной безопасности, обвинять Россию и ее миротворцев в своем личном крахе.
Армянский истеблишмент не может не учитывать и одновременно не использовать в собственных интересах этих умонастроений, господствующих в части армянского общества, чтобы предать своей стране ориентированный на Европу вектор дальнейшего развития. Российская миротворческая миссия в Карабахе, как парадоксально это на первый взгляд не звучало, безусловно, укрепила в Армении политическую власть Пашиняна и его окружения, поскольку позволила сформировать в обществе или массовой сознании образ нового внешнего врага – России, которая якобы «виновата» вместоПашиняна и Ко во всех нынешних бедах этой страны. Я не считаю армянского премьер-министра эдаким простачком, который будто бы не понимает, что своим положением в стране и всей внутриполитической конъюнктурой сегодня он всецело обязан России и ее руководству. Он это прекрасно понимает, и этим цинично пользуется, время от времени «оттягивая» на Кремль, что дает ему возможность избежать через эти демарши внутреннего коллапса и бунта.
Самое интересное в этой ситуации то, что в Кремле этот расклад армянских карт таро понимают не менее, а может быть и более отчетливо, а поэтому позволяют Пашиняну финтить на собственном внутриполитическом поле, пока его зигзаги и ужимки не наносят принципиального ущерба и урона интересам России в регионе Южного Кавказа. Поэтому, несмотря на то, что российские миротворцы уходят из Карабаха, и их миссия на этом завершается, миротворческая политика России в регионе Южного Кавказа продолжается. Изменяются только ее приоритеты и инструменты. Теперь главным гарантом стабильности и безопасности на Южном Кавказе с полного одобрения и согласия Кремля становится Азербайджан, которому теперь делегировано право на собственное усмотрение решать, как и в каком формате будут урегулированы все пока еще существующие споры в данном регионе мира.
И в Баку, и в Ереване, и в Москве, и в Анкаре, и во всех остальных столицах мира об этом знают, но относятся по-разному. Например, официальный Париж всячески пытается спровоцировать разрыв отношений с Азербайджаном в надежде на то, что официальный Ереван благодарно припадет к его груди, совершенно при этом себе не представляя, как на практике он сможет его поддержать, если процесс пограничного размежевания вдруг перейдет в острую фазу применения силы.
Президент Макрон явно не понимает, что остановка миротворческого процесса вокруг Карабаха, инициативакоторого сегодня всецело делегирована официальному Баку, обернется для Армении гораздо большими территориальными потерями, ежели те, которые ней придется все равно претерпеть при мирном варианте развития событий. Но если это случится, а случится это обязательно, то тогда в бедах Армении будет виновата уже не Россия, а Франция. Французский президент решил выйти с сольной партией в опере, либретто которой арии для него вообще не предусматривает, поэтому через пару лет его политику на Кавказе ждет неминуемый крах подобный тому, который уже был в Центральной Африке.
Российские миротворцы уходят из Карабаха победителями – с гордо поднятой головой и развернутыми боевыми знаменами, так как после них есть кому защищать мир, безопасность и стабильность на Южном Кавказе. Жаль, что только не все пока это поняли.