Фото: kremlin.ru

Даже называются их имена – Ибрагим Гасанов, Ибрагим Гумбатов и Назакет Мамедова. 

Для начала хочу напомнить, что на просторах Евразии сразу в двух частях света – в Европе и в Азии одновременно – единым территориальным конгломератом, а не в виде метрополий и удалённых от них колоний, исторически присутствовали две империи, о евразийстве которых можно и следует говорить – Российская и Османская. Поэтому, когда где-то говорят об евразийстве, профессионалы от истории всегда просят уточнить, о какой его разновидности идёт речь – об общероссийский соборной или об османском пантюркизме? Согласитесь, что это совсем не одно и то же. 

Помимо России и Турции на статус евразийский сегодня претендуют ещё три или четыре страны – Азербайджан, Армения, Грузия и Израиль, территориально находящиеся в Азии, но желающие быть Европой. Но при этом они забывают, что получить право играть в турнирах УЕФА и направлять свои делегации в Европарламент они смогли только потому, что до этого они были частью России и СССР, которые их вытащили из Азии в Европу. И чем больше они отдаляются сегодня от России, то тем более скатываются ментально, мировоззренчески и идеологически в привычные им традиционные модели социально-административного устройства и властного соподчинения, уходящий корнями во времена господства над ними османов и персов.  

Фото редакции

В средствах пропаганды – газетах, учебниках по истории, диссертациях – этот процесс уже называется и далее будет называться «возвращением к историческим корням», но на самом деле будет ни чем иным как торжеством азиатской автаркии над европейской демократией, но это будет вполне органично для каждого соответствующего социума.

 

Что же такое евразийство на самом деле для стран постсоветского пространства? Не более чем внешне советизированная прежде на несколько десятилетий система феодальных отношений, в которой места ханов и беков заняли партийно-советская номенклатура разного уровня. Русификация населения этих стран несла им социальный и экономический прогресс, советизация —  регресс. Шейхи Аравии и Персидского залива в своих владения смогли резко поднять уровень благосостояния своих племён, но разве от этого что-то изменилось в их собственных? Ответ хорошо известен – нет, они продолжают жить в реалиях самого махрового феодализма. Жить с западными технологиями в условиях азиатской системы социальных отношений – вот идеал государственного устройства для всех стран на только Южного Кавказа, но и Передней Азии и Ближнего Востока. 

Поэтому, когда говорят о преследовании государством пропагандистов идей евразийства в Азербайджане, то это вызывает, минимум, недоумение. Ибо в случае принятия азербайджанской властью его идей произойдёт ее абсолютизация, что всегда и везде является смыслом бытия любой власти. Евразийство хоть в российской, хоть в османской традиции – это теория (в сухом ее остатке, без всякой пропагандистской воды) тотального доминирования власти над обществом как в политике, так и в экономике. Следовательно, если эти преследования в Азербайджане все-таки существуют, то осуществляются по совершенно иным причинам, и вопрос надо ставить по-другому – тут вместо вопроса «за что?» надо спрашивать «почему?». 

Ответ на этот вопрос лежит на поверхности, но его почему-то не хотят замечать. А тот, кто его знает, упорно молчит, помня, что слово – серебро, а молчание – золото. Мне вполне достаточно серебра.

 

Не секрет, что всякая автаркия базируется на монополии на идеологию, особенностью идеологии автаркии восточного типа является абсолютизация Отца. Это есть в Турции вокруг Ататюрка, это было в Казахстане вокруг Елбасы, это есть в Азербайджане вокруг Общенационального Лидера. Авторитет их личности или памяти о них непререкаемы. Они есть создатели Идеи евразийства местной специфики и ее звучания на соответствующем национальном языке. В Азербайджане апостолом местной модели евразийства является Гейдар Алиев – Общенациональный лидер, президент и отец нынешнего президента – Абсолют, Аксиома, Догма.

kremlin.ru

И тут ниоткуда появляются эти трое – Ибрагим Гасанов, Ибрагим Гумбатов и Наказет Мамедова – и заявляют: «Вы, уважаемые соотечественники, знаете, что в России – все то же самое, и в отношении Украины она ведет  себя аналогично тому, как мы ведем себя по отношению к Армении? И нет никакой национальной специфики или самобытности у нашей государственности. Мы – такие же евразийцы, как и они, но только нам запрещено об этом думать и говорить. Разница лишь в этом». Понимаю, что по форме звучит грубо, но по сути – верно. И от того, что истина банальная, она не перестает быть истиной. Еще Сенека говорил, а я его процитировал.

Гасанова, Гумбатова и Мамедову сейчас в Азербайджане прессуют не за то, что их называют в Интернете евразийцами, а потому, что они покусились на основу основ азербайджанской государственной идеологии – на культ личности Общенационального лидера Гейдара Алиева. Собственно, из-за этого и вышел этот сыр-бор. И дело тут, как мы видим, не в их симпатизантстве России, о которых говорить очень сложно, когда никто из них грамотно писать по-русски не умеет.

Их беда еще в том, что раскручивающие тему гонений на пророссийских активистов в Азербайджане издания и Telegram-каналы очень специфичны по своей направленности, идеологии и риторике. Все они – скорее инструменты пропаганды, чем средства массовой информации, в связи с чем поддержка только ими упомянутых «евразийцев» только усугубляет их положение в следственном изоляторе СГБ Азербайджана, а не улучшает ее.