Фото: Официальный сайт президента Ирана Ибрахима Раиси president.ir

Политический кризис в Иране в 1979 году был вызван массовыми протестами против монархии шаха Пехлеви, что привело к Исламской революции и установлению теократического режима под руководством аятоллы Хомейни. Этот кризис изменил не только внутреннюю политику страны, но и геополитическую ситуацию на Ближнем Востоке, породив волну исламских движений в других государствах региона.

«Беспрецедентный взрыв насилия в Иране позволяет провести параллели с 1979 годом. Тогда шахский режим стремился отстоять власть, прибегая к жестким мерам в отношении демонстрантов. Сейчас история повторяется, но наоборот: теперь остаться у руля страны пытаются «шейхи», а их противниками являются сторонники восстановления монархии и «национальной революции», — заявил публицист Ярослав Белоусов.

В 2025 году Иран сталкивается с новым политическим кризисом, вызванным экономическими трудностями, международной изоляцией и внутренними протестами против режима. Актуальные перспективы могут включать как возможность реформ и смягчения режима, так и риск дальнейшей дестабилизации, что может привести к конфликтам и трансформации системы власти.

«Вообще складывается ощущение, что «муллократия» не устоит. Во-первых, потому что она совершает ошибку за ошибкой, настраивая против себя население и маргинализируя протестующих (их называют «террористами», причем на фоне этого аятолла Хаменеи на днях пожелал всем иранцам «победы»), во-вторых из-за массовых жертв у участников протестов создается ощущение, что Рубикон пройден, что они выражают в своих лозунгах («Это последняя битва!»)», — утверждает Белоусов.

Ранее военкор Сергей Шилов предположил, что Иран ждет судьба Ливии или Венесуэлы. Читайте подробности на ИА SM-NEWS.