27 июля – ИА SM-News. Непризнанная пока республика и автономия в составе РФ не хотят идти на Запад вместе с Молдавией. И официальный курс Кишинева поддерживать отказываются. Каждая по своему, но тем не менее
Да чего уж там, «в Европу» не хочет почти половина молдавского населения. И это зафиксированный соцопросами факт.
Но прозападному президенту Молдавии Майе Санду, видимо, не до этого…
«Я очень надеюсь, что наши граждане с левого берега Днестра оценят открывающуюся новую возможность – европейскую интеграцию. Уверена, что они, как и те, кто живет на правом берегу, хотят жить в стране, где достаточно экономических возможностей для людей, в стране, где уважаются их права, где государство достаточно сильно, чтобы предоставлять качественные услуги и безопасность», – приводит слова политика, кажущиеся гротескными на фоне украинских событий, «Евродейли».
ЕВРОИНТЕГРАЦИЯ НЕ ДЛЯ ВСЕХ
В Республике Молдова снижается число граждан, одобряющих перспективу евроинтеграции. Число сторонников вступления страны в Евросоюз и НАТО, как свидетельствуют данные социального опроса компании Date Inteligente, сократилось в июне 2022 года до 53,8% и 23,3% относительно майских показателей в 56,1% и 24,5%.
«В то же время выросло количество сторонников присоединения Молдавии к Румынии: за это высказались 35,2% – на 5% больше, чем месяц назад. За признание независимости Приднестровья высказались 28,4% участников опроса (в мае – 27,1%). 28,2% респондентов считают, что Молдавия движется в правильном направлении, 61,2% считают иначе. В мае эти показатели составили 30,8 и 56,6% соответственно», – перечисляет «Российская газета».
Респондентами соцопроса стали почти 1 100 молдавских граждан. Сейчас в Молдавии живут порядка 2,5 млн человек. В Приднестровье – около 350 тысяч. Еще около 150 тысяч – в Гагаузии. Данных о локациях опроса нет, но, очевидно, что в ПМР и Гагаузии процентные соотношения были бы радикально иными.
ТИРАСПОЛЬ ЖДЕТ МИРА, А РЕАГИРУЕТ КИЕВ
Приднестровье адресовало Молдавии призыв подписать договор о мире. Этот документ смог бы окончательно закрыть тему многолетнего и, в его начале, кровопролитного конфликта.
Тему озвучил глава МИД ПМР Виталий Игнатьев.
«Речь идет о возможности подписания всеобъемлющего договора о мире и добрососедстве между двумя независимыми государствами – Молдовой и Приднестровьем, что призвано поставить точку в урегулировании затянувшегося конфликта. Если хотите, это приглашение молдавских политиков к отказу от иллюзий и переходу к реалистичному подходу, учитывающему объективную реальность», – цитирует дипломата «Лента.ру».
Глава МИД ПМР констатировал, что тираспольские власти перманентно готовы «к рациональному диалогу с Кишиневом», для чего не раз и не два озвучивали идеи проведения встреч на высшем уровне, чтобы нормализовать двусторонние отношения с РМ.
Однако, как отметил дипломат, ряд официальных писем президента Приднестровья был проигнорирован президентом Молдавии Майей Санду.
Накануне Игнатьев заявил, что ПМР нацелена на получение независимости с последующим присоединением к России. На это отреагировал депутат Верховной рады Украины Алексей Гончаренко. «Вы там сидите спокойно, пока у нас есть другие дела, а то ваше присоединение очень быстро закончится. И закончится так, что памятник Степану Андреевичу (Бандере — прим. «Ленты.ру») будете ставить в Тирасполе», — заявил Гончаренко.
В ПМР ПРОТИВ ПРОНИКНОВЕНИЯ НАТО В РМ
НАТО инфраструктурно уже присутствует в Молдавии, заявил министр иностранных дел непризнанной Приднестровской Молдавской Республики Виталий Игнатьев.
«В Молдове три центра НАТО сегодня, армия Молдовы строится по натовским стандартам. Нам бы очень не хотелось, чтобы военная инфраструктура, которая создавалась в военное время, стала теперь натовской инфраструктурой», – приводило слова главы внешнеполитического ведомства Тирасполя издание «Взгляд».
Игнатьев надеется, что Приднестровье сумеет удержать под контролем ситуацию с размещением сил и средств НАТО на правом берегу Днестра.
«Мы находимся в очень тяжелой ситуации. Нам нельзя допустить того, что в какой-то момент, если вдруг, не дай Бог, будет разрушен миротворческий механизм, и Молдова выйдет из соглашения, а мы не сумеем отстоять миротворческую операцию, то, конечно, следующий удар будет наноситься по Приднестровью, безусловно», – полагает министр.
… И ГАГАУЗЫ ТОЖЕ
Ровно такой же точки зрения, причем, не менее эмоционально и принципиально, придерживаются в Гагаузии. Если приднестровскую повестку в связи с СВО ИА SM-News затрагивает часто, то о гагаузах стоит чуть подробнее.
Гагаузия (Гагауз Ери) – автономное территориальное образование в составе Республики Молдова. Создано из населенных пунктов, в которых более 50% жителей составляли гагаузы, а также из тех, где большинство жителей по результатам референдумов добровольно соглашалось войти в автономию.
Считать Гагауз Ери территорией проживания исключительно гагаузов нельзя. В трех районах автономии – Комратском, Чадыр-Лунгском и Вулканештском – вместе и дружно с гагаузами живут украинцы, русские, болгары, евреи, представители других национальностей. В советское время юг Молдавской ССР активно развивали в промышленном плане, сюда были направлены на работу и ПМЖ.
Особенно много их приехало в Чадыр-Лунгу, где в те годы работали мощные предприятия, например, опытно-экспериментальный завод, крупный мясокомбинат, табакфермзавод и завод электротермического оборудования, поставлявший свои электрические печи на только в СССР, но и за рубеж.
Автономия в составе Молдовы далась Гагаузии непросто, принятию в 1995 году Парламентом РМ закона «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)» предшествовали открытое противостояние с прорумынскими националистами в начале 90-х, поход вооруженных «волонтеров Друка» на усмирение безоружного народа, объявившего о создании Гагаузской Республики, перегороженные бетонными блоками дороги и пришедшая на помощь Советская Армия, предотвратившая кровавую резню по сценарию приднестровского конфликта.
Гагаузия в силу того, что титульный народ – тюркоязычный, но православный, всегда больше смотрела на Россию и Турцию, чем западный мир.
Антизападные настроения в гагаузском обществе особенно наглядно проявились более 8 лет назад на волне киевского майдана, крымской весны и развязанного неонацистским режимом Украины геноцида русскоязычного населения Донбасса.
ВРАГ – ЗА ПРУТОМ
В феврале 2014 года в Гагаузии прошел референдум, на котором подавляющее большинство жителей автономии высказалось против евроинтеграции. В то время сетевое издание KM.RU пришло с выводу, что в ГЕ «царит тотальный, всеобъемлющий русский патриотизм».
«Наш корреспондент, вооруженный пленочной камерой, отправился в суровый край и своими глазами убедился, что гагаузы – стопроцентные русские люди… Кто они такие и откуда пришли – не знает никто. Одни говорят про гагаузов, что они – отуреченные славяне, а кто-то считает их крещеными турками. В Бессарабии они оказались после очередного выяснения отношений между Российской империей и Турцией, переехав поближе к православному царю», – писал ресурс.
Авторы отметили невероятную самоорганизацию гагаузов, больше характерную для тюрков или кавказцев:
«Возможно, поэтому, когда Молдавия приняла евроориентированный закон в поддержку гомосексуализма, гагаузы послали молдаван с этим законом в то самое место, которое в современной Европе считают сакральным, и отменили его действие на территории автономии… Гагаузы живут по древним законам, поэтому Бог, Родина и Семья для них священны, поэтому они не так терпимы… Рядом – Европа, и они туда очень не хотят, постоянно повторяя: мы против молдаван ничего не имеем, молдаване – очень хороший народ, но если они хотят на Запад, в Европу, то пусть идут без нас, а мы пойдем домой, в Россию-матушку».
Как мы говорили, точно так же думает и большинство жителей Молдовы. Но «евровласти» и прозападные структуры навязывают другой путь:
«По Комрату катаются машины с флагами ЕС, у здания мэрии стоит стенд с логотипом USAID (деятельность крупнейшего спонсора НКО за пределами США запрещена в России с 1 октября 2012 года – прим. ред.) и, вероятно, есть и другие попытки переубедить гагаузов насчет ценностей, сакрального и географии. Но у них ничего не получится: мужские кружки не позволят, даже если польские делегации с американским акцентом смогут кого-то переубедить».
ДИПЛОМАТИЯ СКЕПТИЦИЗМА
Признание Молдавии кандидатом на вступление в ЕС было неоднозначно воспринято гагаузскими властями. В заявлении парламента автономии, Народного Собрания Гагаузии, говорится предельно дипломатично, но с намеком:
«Процедура анкетирования для получения нашей страной статуса страны-кандидата на вступление в Европейский союз проходила в закрытом режиме, так и оставив открытым вопрос о соблюдении интересов малочисленного гагаузского народа и АТО Гагаузия, в целом, как автономного образования. Считаем, что у властей Гагаузии и, прежде всего, у властей Республики Молдова появился исторический шанс показать истинность намерений в реализации европейских правовых ценностей и в обеспечении политической и экономической самостоятельности Гагаузской автономии. Если этот шанс не будет реализован властями Республики Молдова, то население АТО Гагаузия и дальше со скептицизмом будет относиться к европейскому будущему нашей страны».
Более эмоционально оценил перспективы «евровектора» Кишинева один из лидеров движения «Аркалык» Михаил Влах:
«У нас нейтральная страна, и должна быть нейтральной! Нам хватило Альянса за Европейскую Интеграцию: Гипму, Лупу и Филата, которые в спешном порядке принимали вхождение Молдовы в Европейскую ассоциацию, где были прописаны многие плохие вещи для нашей страны. Хочу напомнить, в 2014 году гагаузский народ провел референдум, что в случае, если Молдова теряет свой суверенитет, Гагаузия становится государством Гагауз Ери! Все мы видим, как западная политика, западные страны бросают в трудный момент целые народы и государства. Двойная, а может и тройная политика приводит к такому состоянию, что происходит у наших соседей или в 2008 году происходило в Грузии».
И ДАЖЕ НАМЕКИ НА ЛЕТАЛЬНОСТЬ…
И на фоне нежелания половины молдавского населения заигрывать с Западом официальный Кишинев гнет свою проплаченную иностранными спонсорами линию, причем, уже и с милитаристским уклоном.
Премьер-министр Наталья Гаврилица так прямо заявила, что власти ведут переговоры со странами ЕС по поводу перевооружения армии страны.
«Мы соблюдаем нейтралитет, но это не означает изоляцию. Нейтралитет предполагает и способность обеспечить безопасность граждан. Мы должны заботиться о безопасности и о модернизации национальной армии. Со странами ЕС идут пока предварительные переговоры относительно поставок нелетального военного оборудования. Пока речь идет о предварительных дискуссиях относительно наших потребностей. Сейчас мы решаем, понадобится ли нам летальное оружие или нет», – цитирует Гаврилицу из эфира телеканала Moldova 1 «Интерфакс».
Тонкий намек на толстые обстоятельства? Лишнее свидетельство тому, что Тирасполь, выражая озабоченность проникновением НАТО в Молдавию, знает, о чем говорит.
СОМНИТЕЛЬНАЯ ПОЛЬЗА «ЕВРОПЕЙСКИХ ЦЕННОСТЕЙ»
Говорят о европерспективах Молдавии и российские эксперты. Например, политолог, глава фонда «Народная дипломатия» Алексей Кочетков в рамках интервью, опубликованном интернет-изданием «Украина.ру».
«Страна во всех смыслах абсолютно бесполезная для ЕС, она, скорее, может представлять интерес для Румынии. И то, только с точки зрения амбиций Румынии о построении великой страны, восстановлении границ 1939 года, которые тоже никакого исторического обоснования не имеют. Но румынам хочется мечтать о чем-то», – цитирует аналитика ресурс «Украина.ру».
Кочетков уверен, что сейчас «на очереди» в Европейский союз стоят провинции. А сам Старый Свет, некогда бывший для многих «раем на Земле», деградирует и становится все меньше и меньше «раем».
Он убежден, что и Киев, и Кишинев, и другие, мечтающие попасть в ЕС столицы, живут воспоминаниями из 90-х и не учитывают сомнительную пользу «новых европейских ценностей».