В добывающей промышленности во всех крупных субъектах, кроме Башкирии, фиксируется спад, сообщил эксперт
В 2025 году спад промышленного производства в России обусловлен сочетанием внутренних и внешних факторов: резкое ужесточение денежно-кредитной политики, выразившееся в росте ключевой ставки и удорожании кредитов для бизнеса и потребителей, привело к сокращению инвестиций, снижению внутреннего спроса и падению покупательной способности населения, что особенно отразилось на автомобильной промышленности и металлургии.
«Несмотря на продолжающийся незначительный рост промышленного производства, общая тенденция скорее негативная. В 2025 г. вероятна стагнация в этой сфере по итогам года. Показатели промышленного производства в 2025 г. и следующем году во многом будут связаны с перспективами завершения СВО. Но даже в случае завершения конфликта ситуация изменится не сразу, инерция преобладания обрабатывающей промышленности в структуре производства, скорее всего, будет сохранятся в течении ещё достаточно длительного времени. При этом окончание специальной военной операции может способствовать оживлению и других отраслей промышленности», — утверждает политолог Илья Гращенков.
Санкционное давление ограничило доступ российских компаний к зарубежным рынкам и технологиям, а также вызвало сокращение экспортных заказов и рост конкуренции на альтернативных рынках, что дополнительно подорвало доходы промышленных предприятий. Всё это сопровождается ростом неплатежей между компаниями, массовыми сокращениями и остановкой производств, что усугубляет стагнацию и усиливает промышленный пессимизм.
«Ситуация в регионах сильно зависит от их промышленной специализации. Наиболее устойчивыми показателями промышленного производства характеризуются Татарстан, Москва, Башкирия, Московская область и Санкт-Петербург. Но, учитывая общее падение темпов роста промышленного производства, перед региональными администрациями в 2025 году будет стоять задача, прежде всего, поиска новых источников роста промышленного производства через внедрение передовых технологий, но при сохранении ориентации на задачи, которые ставит военно-промышленный комплекс. Большинство крупных субъектов федерации показали рост индекса промышленного производства в марте 2025 года за счёт обрабатывающей промышленности, что позволяет сделать вывод о значительной зависимости уровня промышленного производства от заказов ВПК. В то же время, в добывающей промышленности во всех крупных субъектах, кроме Башкирии, фиксируется спад. В целом, рост экономики замедляется. В половине отраслей промышленности выпуск в первом квартале сократился в реальном выражении по отношению к соответствующему периоду прошлого года. Но ряд отраслей, такие как высокотехнологичная промышленность, включая производство беспилотных летательных аппаратов, фармацевтическая промышленность и производство медицинского оборудования, пищевая промышленности сохраняют высокий потенциал и могут быть драйверами развития многих регионов уже в ближайшем будущем», — констатирует Гращенков с опорой на аналитику Центра развития региональной политики.
Ранее ИА SM-NEWS сообщило, что поддержка строительной отрасли со стороны государства представляется приоритетной. По словам политолога Гращенкова, возвращение льготной ипотеки, тем не менее, представляется маловероятным.