23 мая – ИА SM.News. В мае 2025 года Минздрав России разрешил широкое применение систем искусственного интеллекта в здравоохранении: уже зарегистрировано более 37 ИИ-медицинских изделий, которые ускоряют диагностику на 30–40% и повышают точность выявления патологий. Однако массовое внедрение ИИ сопровождается серьезными рисками, считает аналитик. Среди главных минусов — угроза конфиденциальности персональных данных пациентов, отсутствие достаточного количества стандартизированных и качественно размеченных медицинских данных для обучения ИИ, а также вероятность ошибок и предвзятости в диагностике из-за “галлюцинаций” моделей или некорректных исходных данных.
«Так-то, конечно, между гастарбайтером, по-русски плохо понимающим и говорящим, и ИИ, следует выбрать ИИ, так как тот русский знает получше пациента. Это с одной стороны. С другой стороны — описанный мной случай с приглашенным из ближнего зарубежья врачом — большая редкость, а вот ошибки ИИ я вижу каждый день по работе в университете. То есть, человек, полагающийся на ИИ и отключающий свои мозги, в 99,9 процентах случаев выдает продукт хуже, чем сделанный собственноручно, но с помощью ИИ», — заявил политолог Павел Данилин.
Кроме того, не все регионы и медицинские учреждения готовы к интеграции новых технологий из-за устаревших IT-систем и нехватки квалифицированных кадров. В ответ на эти вызовы в России разрабатывается жесткое регулирование ИИ в медицине, включая обязательную сертификацию и Кодекс этики, чтобы минимизировать потенциальный вред для пациентов и повысить доверие к цифровым решениям.
«Плюсом к теме «ИИ вместо врачей» станет повышение требований к живым врачам из-за конкуренции. В теории. На практике же внедрение ИИ даже в первичную диагностику приведет к дикой дисквалификации врачей и падению их профессионализма. То есть, к деградации врачебных услуг и, соответственно, к падению качества медицинской помощи. Но кого это волнует, если перед глазами — экономия!» — подытожил Данилин.
Снижение бюрократизации, улучшение карьерного лифта и введение гибких форм занятости — приоритетные направления оптимизации здравоохранения. О тонкостях развития работы на этих направлениях рассказал эксперт ИА SM-NEWS.