4 июня – ИА SM.News. Десятилетиями израильские политики говорят о ненависти и желании воевать с Ираном. Иран же подобной риторикой не отличался и никогда на Израиле не зацикливался.
Стереотип о якобы смертельной непримиримой вражде Тель-Авива и Тегерана прокомментировал профессор ВШЭ, политолог Марат Баширов, ранее назвавший Израиль военно-морской базой Британии, перехваченной Америкой.
«Конечно, это некое идеологическое сражение, как, например, между нами и Америкой. У Ирана есть свои идеологические и культурные ценности. И у Израиля есть свои ценности. Но речь о разных методах. Не Иран, на самом деле, принудили к этому противостоянию израильтяне. Это сделали американцы. В этом треугольнике — «британцы-американцы-израильтяне» — очень много внутренних противоречий. Британцы ослабевают и ведут борьбу за, хотя бы, какой-то кусочек в многополярном мире. Израильтяне борются за сохранение своей территории. Вдруг, оказалось, что у них есть свое государство. Выбор был неудачен. Выбор в 1948 году был очень неудачным. Еще раз скажу: никто не знал, что на Ближнем Востоке будет обнаружено такое количество нефти и газа. И будет такой рост численности населения. В Израиле живет 9 миллионов. А вокруг них в несколько раз больше численность мусульманского населения», — отметил Баширов.
Противостояние Тегерана и Тель-Авива обусловлено не только разными культурными ценностями, но и столкновением исторических контекстов, полагает аналитик.
«Все то, что на Ближнем Востоке делали англичане, что делали американцы, что делали французы на территории Африки, с точки зрения колониальной политики, вдруг, перенеслось на Израиль. Они немножко отвечают за чужие грехи. Но это, на самом деле, не освобождает Израиль от ответственности за то, что они делают сегодня. Это — просто гигантское противостояние во всем мире. Если меня спросят, сможет ли смерть Раиси, это чудовищное событие, хочу принести соболезнования иранскому народу, укладываться в череду последних покушений на лидеров разных стран? С моей точки зрения, укладывается. И точно также это укладывается в обычное бытовое сознание по всему Ближнему Востоку. Этот ужас, на самом деле, для Израиля — «в кассу». И для британцев. И вносит некое смятение в американскую политику», — подчеркнул эксперт.