В Санкт-Петербурге начинается процесс над бывшим руководством ПАО "Звезда"
Сегодня в Невском районном суде Санкт-Петербурга начинается рассмотрение уголовного дела в отношении группы лиц, которым вменяется преступление по статье 160 ч. 4 УК РФ (растрата в особо крупном размере). Для города на Неве это процесс знаковый, ведь фигуранты дела – бывшие топ-менеджеры крупного предприятия ОПК – ПАО «Звезда», включая и бывшего мажоритарного акционера и гендиректора предприятия Павла Плавника. О предыстории дела – в материале SM-News.
Две недели назад президент России Владимир Путин обратился к россиянам и объявил частичную мобилизацию – меру, которая не использовалась практически со времен Великой Отечественной войны. Что важно, мобилизация – это и активизация работы оборонной промышленности. Уже сейчас многие предприятия увеличивают рабочий день, чтобы успеть в срок или даже раньше поставить необходимое количество техники и боеприпасов на нужды вооруженных сил, участвующих в специальной военной операции. Вместе с тем руководство страны приняло и ужесточение законов за нарушение сроков исполнения контрактов, такой вольный или невольный саботаж. Казалось бы, оборонщики лучше всех должны понимать важность точного и своевременного исполнения своей работы. Но, к сожалению, это далеко не всегда так. Вот лишь один из таких примеров.
Вот уже несколько лет все никак не придет к своему логическому и однозначному финалу история бывшего руководства ПАО «Звезда» из Санкт-Петербурга. Предприятие своего рода легендарное, в этом году отмечает 90-летний юбилей. И на настоящий момент – это, по существу, единственное специализированное производство, поставляющие высокооборотные дизельные турбины для нужд Военно-морского флота. Ассортимент производимых двигателей, разумеется, шире, например, крупным заказчиком является железнодорожная отрасль, но в данном случае речь именно о ВМФ.
Если обратиться к недалекой истории, то до 1990-х годов завод вполне себя нормально чувствовал, однако с распадом СССР его обороты довольно сильно упали, хотя выручали иностранные контракты. Но к концу 90-х годов уже и многие зарубежные заказчики решили, что в мире есть немало производителей, с которыми можно иметь дело и завод тихо погружался то ли в сон, то ли в небытие.
Однако через десятилетие ситуация начала кардинально меняться – руководство страны решило, что экономика дошла до такого состояния, когда можно бросить большие силы на обновление имущественного комплекса армии и флота, и предприятия ОПК начали получать весьма «жирные» контракты напрямую от Минобороны в рамках системы гособоронзаказов (ГОЗ). Этот принцип позволил взбодрить не только производство, но и научно-исследовательский блок предприятий, поскольку армия была готова платить деньги за технику современную сегодняшнему дню. И в целом предприятия получили понимание, как они будут жить и сколько зарабатывать на годы вперед.
Одним из таких предприятий оказался и питерский завод двигателей «Звезда». В рамках обновления военно-морского флота, разработки и введения в строй большого числа кораблей небольшого класса – малых ракетных кораблей, тральщиков, корветов, фрегатов, стране потребовалось большое число двигателей. Руководитель и мажоритарный акционер предприятия Павел Плавник в более поздних интервью рассказывал о том, что контракты, появившиеся в 2011 году позволили заводу задышать, вернуть объемы, а потом и начать наращивать, закупить новый станочный парк и разработать новую серию двигателей.
«Мы завершили проектирование (двигателей серии «Пульсар», – прим. Ред.) в 2015 году и составили бизнес-план по выводу новой продукции на рынок и организации производства. К этому времени (в 2014 году) мы уже подписали соглашение с Внешэкономбанком. В 2014 году возникли проблемы с внешним финансированием Внешэкономбанка, поэтому финансирование подвисло», – рассказал Плавник в интервью РБК.
Пришлось на ходу урезать планы, а закончилось все тем, что к 2017 году завод стал систематично срывать сроки по поставкам двигателей.
«До 2017 года объем заказов нарастал, и завод не выдержал заданного темпа прироста заказов, не хватало современных мощностей и людей и стабильности работы оборудования. Не хватало отлаженности межзаводской кооперации. В результате это сказалось на сроках строительства кораблей ВМФ, и завод оказался под жесткой критикой со стороны заказчиков», – признавал Плавник в том же интервью.
В результате, вскоре Минобороны приняло решение разорвать заключенные ранее контракты.
Впрочем, вполне возможно, что помимо объективно недостаточных мощностей завода, в его «провале» могли быть и дополнительные причины. В 2021 году Плавник и ряд топ-менеджеров предприятия оказались за решеткой по обвинению в растрате (Ст 160, ч.4 УК РФ) 142 млн рублей.
«По версии следствия, бюджетные средства, которые выделялись предприятию как участнику реестра организаций оборонно-промышленного комплекса, выводились через счета фирм-однодневок. С ними заключались договоры поставок, которые в реальности не осуществлялись. Всего в деле фигурирует растрата на 142 млн рублей», – писала «Фонтанка».
Но этим дело не ограничилось. Сам Плавник подал в суд на «Звезду», которая, по его мнению, должна компенсировать ему убытки на более чем 200 млн рублей из-за продажи акций по заниженной стоимости. Спустя полтора года суд вынес решение о том, что «Звезда» выплатит 14 млн рублей лично ему, поскольку он давал в аренду предприятию помещения, которые якобы принадлежали его фирмам. А сам он отказывается от финансовых претензий.
В итоге, как напоминает «Фонтанка» со ссылкой на Объединенную пресс-службу судов Санкт-Петербурга, в конце декабря 2021 года городской суд изменил Павлу Плавнику реальный арест на домашний, срок которого истек 9 июня. С тех пор экс-руководителю «Звезды» мера пресечения в судебном порядке не избиралась.
Итог получается неоднозначный: «Звезда» выплатит миллионы за аренду помещений у компаний своего же директора и акционера, сам Павел Плавник и его коллеги остались на свободе, а дело о растрате 142 млн рублей, с которого все начиналось, осталось без каких-либо подвижек. Остается только надеяться, что в связи с новыми веяниями дело все же не будет пущено на самотек, а по нему будет вынесено адекватное и взвешенное решение.