21 марта – ИА SM.News. 20 марта патриарх Кирилл совершил литургию в Храме Христа Спасителя в Москве и обратился к верующим с Первосвятительским словом. Патриарх призвал молиться о духовном единстве наследия святого князя Владимира, единстве украинского и русского народа. По его словам, украинцы и русские не теряли единой православной веры, наш народ един — вышел из одной купели, но живет в разных странах.
«Ведь кто-то должен молиться о едином народе нашем, которого желают сделать расслабленным! Кто-то должен отстаивать Божию правду о том, что мы — действительно один народ, вышедший из Киевской купели Крещения! Знаю, как сейчас закричат там, на Украине, противники этого народа: «Опять Патриарх говорит о том, что мы единый народ». А патриарх иначе и говорить не может, потому что это есть историческая и Божия правда», — сказал патриарх.
18 марта патриарх Кирилл возглавил работу Высшего церковного совета Русской православной церкви. Он рассказал о видеовстречах с Папой Римским Франциском и Архиепископом Кентерберийском. Встречи патриарх оценил положительно.
«Полагаю, что встреча – хотя и по видеосвязи, но реальная встреча лицом к лицу – имела положительное значение и для сохранения добрых отношений между нашими Церквами, и с точки зрения формирования общего, насколько это возможно, подхода к ситуации на Украине», — заявил патриарх.
«За войну платят люди: это российские солдаты и это люди, которые подвергается бомбардировкам и гибнут», — привела слова Франциска пресс-служба Ватикана.
Папа Римский после видеовстречи не стеснялся в публичных оценках ситуации на Украине. На площади Святого Петра в Ватикане 20 марта он призвал участников международного сообщества поучаствовать в прекращении «этой отвратительной войны». Понтифик назвал военную операцию по денацификации и демилитаризации Украины «насильственной агрессией против Украины».
«Кровь и слезы детей, страдания женщин и мужчин, которые защищают свою землю или спасаются от бомбардировок, будоражат наше сознание», — заявил он ранее в римском госпитале.
В чем здесь общий подход, и насколько он возможен — трудно сказать. Патриарх призывает молиться, глава Католической церкви — остановить «российскую агрессию». Вместо патриарха по каким-то причинам в поддержку православного воинства, за очищение той самой пораженной части единого народа публично выступил архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим (Волочков). Интервью опубликовали 20 марта, в РПЦ публично на это никак не отреагировали.
«Я хорошо знаю, что такое радикальный украинский национализм. Я вырос на Кубани, служил в армии, видел этих поклонников Бандеры. Особенно тех, кто с Западной Украины — эти люди очень отличались от простых украинцев. У меня есть знакомые украинские православные батюшки, замечательные священники. А вот которые ненормальные, они со стороны Западной Украины, и их хорошо знаю. И я прекрасно понимаю, какое зло несет в себе бандеровщина и неонацизм», — сказал он в интервью изданию «Регнум». — «Это слава Богу, что президент Путин выступил решительно, не побоялся западного давления».
Питирим сожалеет, что военная операция приводит к кровопролитию, но считает ее путем к очищению Украины и России. Украина, по его словам, сошла с праведного пути, а тот, кто бьет первым — сейчас является правым.
Такую же разницу наблюдают православные верующие и на Украине. Предстоятель Украинской православной церкви Московского патриархата митрополит Онуфрий осудил военную операцию и назвал ее «нападением на нашу страну войск Российской Федерации».
«Мы последовательно призываем к мирному разрешению конфликтов путем диалога. Война – это самый страшный грех, существующий в этом мире. Она заставляет смотреть на другого человека не как на образ Божий, а как на врага, которого нужно убить. Поэтому нет оправдания для тех, кто начинает войны», — заявил он 10 марта.
А в Николаевской епархии немного иначе. Митрополит Николаевский и Очаковский Питирим обратился к верующим раньше — на четвертый день спецоперации, 28 февраля. Митрополит призвал объединиться в молитве к Богу о прекращении войны и установления мира, без политических оценок. Или Симферопольская и Крымская епархия — хоть Крым и находится в составе России, православные полуострова относятся к УПЦ МП. На официальном сайте епархии нет каких-либо отдельных заявлений по поводу военной операции на Украине. Епископ Бахчисарайский Калинник 27 февраля призвал паству к молитве за мир и не быть жестокосердными.
«…в эти дни — дни великой трагедии, когда братские народы убивают друг друга. Когда проливается христианская кровь, когда христианин поднимает оружие на христианина. Любой войне нет оправдания, но и любой неправде приходит завершение. Я призываю свою паству, своих духовных чад и всех вас: услышите мой призыв, в это время не находиться в жестокосердии насколько это возможно! Даже если мы не понимаем до конца происходящее, мы не должны позволить врагу рода человеческого — сатане, нас настолько ожесточить, чтобы эта жестокость передалась через наших детей», — заявил он.
Раскол в квадрате
В годы Великой Отечественной войны немецко-фашистские захватчики оккупировали Украинскую ССР. Тогда на территории Республики возникли две православные церкви: автокефалисты, ратующие за борьбу против Москвы, и автономисты — те, кто из-за войны вынужденно прервал связь с Московским патриархатом. Произошел церковный раскол.
Гитлеровские оккупанты поддерживали автокефальную церковь, и, более того, планировали разбить захваченные территории на множество разных автокефалий. Нацисты всячески пытались препятствовать объединению церквей под началом Московского патриархата, огораживая местных жителей от «влияния русских». Об этом писал руководитель группы религиозной политики Карл Розенфельдер руководству немецкого Министерства восточных территорий в октябре 1941 года.
«По возможности препятствовать Православной Церкви в России превратить Московский патриархат в общецерковный центр на Востоке. Содействие образованию автокефальных церквей в отдельных рейхскомиссариатах», — предлагал нацист Розенфельд.
Священников на Украину завозили немцы — из Венгрии, Румынии, Болгарии и Германии. Оккупанты вернули религиозные праздники, но не собирались возрождать православие на оккупированных территориях, они рассчитывали использовать церкви как политический инструмент. В Черниговской области, например, священниками становились бывшие церковные старосты и белогвардейцы, которые ограничивались чтением Священного писания на богослужениях, а затем призывали «уничтожать коммунистов, евреев и партизан».
«В Черниговской области наблюдалось появление различных религиозных сект — баптисты, евангелисты и др., враждующих с католическими религиозными общинами», — говорится в справке Украинского штаба партизанского движения от 1942 года.
13 декабря 1942 года в киевской церкви святого Андрея так называемый епископ Никанор (раскольник, член Украинской автокефальной православной церкви) переусердствовал в проповедях настолько, что на него донес немецким оккупантам другой их сотрудник — профессор Константин Штепа, назначенный ректором Киевского университета. По сути один украинствующий националист донес на другого такого же.
«Епископ Никанор в своей проповеди много раз, без всякого логического повода и связи употреблял выражения «украинский народ», «Украина» и т. д. По его словам выходило, что украинцы существовали уже 20 тысяч лет до н. э. и т. п. Такого рода содержание церковных проповедей вообще характерно для этого течения. После богослужения в помещении епископа состоялся торжественный банкет — «трапеза», на который были приглашены все видные националисты города, в том числе актриса Днипровая Чайка, которая мне об этом и рассказала (сама она на банкет не пошла)», — сообщил Штепа.
В 1944 году Штепа бежал в Берлин, где получил немецкое гражданство. Его сына призвали в вермахт, потом пленили и приговорили к 20 годам за измену Родине. Епископ Никанор сбежал вместе с отступающими немцами из Киева в 1943 году в Варшаву, потом перебрался в Германию, где продолжил раскольническую деятельность.
22 февраля 1944 года первый секретарь Компартии Украины Никита Хрущев принял делегацию православных священников. Они поблагодарили Иосифа Сталина за освобождение Киева от немецких оккупантов, передали 150 тысяч рублей в фонд обороны страны и письмо со следующим содержанием:
«Церковные общины православных верующих г. Киева шлют Вам, дорогой Иосиф Виссарионович, как вождю, первому маршалу СССР и организатору побед, сердечные поздравления с пожеланием дальнейших успехов в сокрушении ненавистного врага. Горим энтузиазмом вместе со всей страной усилить боевую мощь нашей славной доблестной Красной Армии для окончательного сокрушения кровавого врага».
Задачи третьего рейха в XXI веке реализовал идейный последователь Розенфельда — бывший президент Украины Петр Порошенко. В декабре 2018 года он объявил о создании автокефальной «Православной церкви Украины» (ПЦУ). Сейчас эта религиозная организация называет Россию «олицетворением тьмы, империей зла, тиранией рабства». Сейчас проповеди этих так называемых священников можно сравнить с проповедями раскольников-пособников нацистов.
«Не благословение имеет на себе русское государство и русское войско, но проклятие и осуждение, которые Господь обещает для слуг дьявола. Осуждение и проклятие, безжалостное наказание от Всевышнего ожидают душегубов и убийц, ибо они возлюбили зло и тьму», — заявил глава организации 43-летний Сергей Думенко (называет себя митрополитом Епифанием).
Другую автокефалию — Украинскую православную церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) — на Украине возглавляет с 1995 года Михаил Денисенко (Филарет). В православном мире его считают раскольником: в 1992 году Филарета предали анафеме — то есть забвению. Теперь его организация ведет по сути бюрократическую войну с ПЦУ из-за ее «канонического невежества». Раскольника Филарета называют духовным отцом раскольнической автокефалии, которую раскольники обвиняют в нарушении православных канонов. Такой сюрреализм возможен, кажется, только на Украине.
«Мы не только молитвами, а всеми возможными средствами поможем, чтобы Мариуполь был, есть и будет украинским», — вот как высказался Филарет об осаде Мариуполя, в котором нацистские боевики прикрываются мирными гражданами как живым щитом.
В настоящее время на Украине также действует признанная мировым православием Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП). Однако по данным донецких источников, ее структура поражена агентами украинских спецслужб. Сотрудники СБУ вербовали священников в 2014 году, предлагая им крупные должности и зарплаты. Одному пленному священнослужителю после пыток прямо заявили, что в УПЦ МП «есть много наших», предложили сотрудничество, он отказался и сейчас не у дел. Это также косвенно подтверждается рассказами православных из Донбасса, которые сталкивались с «попами» (как они выражаются) с Западной Украины.
В Подмосковье одна прихожанка пришла в храм на каблуках. Она помолилась, и ушла. На деревянном полу остались вмятины. «Поп» прикрыл их ковром, и потом брезгливо, приподнимая ковер двумя пальцами, показывал прихожанам следы, как что-то мерзкое и отвратительное.
Русофобия поразила часть УПЦ МП задолго до 2014 года. По словам источника, русскомыслящее духовенство в Донбассе испытывает на себе давление, на самые «жирные» должности всегда назначали пришлых. Один священник обличал митрополита Донецкого и Мариупольского Иллариона, и когда он умер — местная церковная власть запретила его отпевать.
Эти западенские священники обвиняли некоторых прихожан в московском бесовстве и избивали, некоторые и вовсе не скрывая радовались началу бомбежек Донецка: «все будет Украиной». Однако это не значит, что вся церковная иерархия работает на СБУ.
Митрополит Запорожский Лука в проповеди от 16 марта 2022 года высказался о причинах раздоров на Украине, как о следствии противления киевских властей Божьим законам. Парламентская ассамблея Европы приняла при помощи Украины резолюцию, которой объявила по сути террор всем противникам ЛГБТ. Делегаты от Верховной Рады Украины поддержали резолюцию. То, что происходит сейчас на Украине, митрополит назвал наказанием за содомию и безразличие общества к этому греху.
«Не только солнце всходит над добрыми и злыми, но и дождь гнева Божьего также проливается и на тех, и на других. Кого-то он очищает через страдания и скорби, и кого-то карает за грехи. Все думают, когда же это закончится? Думаю, что не скоро. Потому что нет покаяния! Потому что в то время, когда дети наших священников погибают на фронтах, храмы, где служат их отцы, продолжают захватываться нелюдями, распинающими нашу Церковь. Потому что в наших городах вместо того, чтобы взывать в молитве к Богу, расклеиваются плакаты с матами. Поэтому не надо удивляться, когда они будут разрушаться бомбами. А как может быть иначе? Там, где труп, собираются и орлы. Есть только одна возможность остановить войну – обратиться к Богу. Но похоже, что люди об этом даже не думают», — сказал он.
История показывает, что православная церковь — живой организм, в ее руководстве такие же люди. Настоятелем главного храма Вооруженных сил России (Патриарший собор Воскресения Христова) патриарх Кирилл назначил себя, но в важные для Отечества и Вооруженных сил дни он не говорит публично о воинстве. Украинская православная церковь Московского патриархата — наоборот, обвиняет Россию во вторжении. Но с этим не могут согласиться, как минимум, россияне Крыма — в епархии молчат. Автокефалисты Украины, как порождение гитлеровщины в рейхскомиссариатах, продолжают накачивать паству ненавистью. Папа Римский хоть и формирует с патриархом Кириллом некий «общий подход», на деле это оказывается политикой в одни ворота, а не религией. Последнее слово здесь, конечно, только за предстоятелем Русской православной церкви, и пока он не сделает выбор, в православном обществе так и будут гадать: а нет ли у кого виллы за границей?
Источники:
Из меморандума «Предложения о церковной политике в Остланде» руководителя группы религиозной политики К. Розенфельдера руководству Министерства восточных территорий. Берлин, 7 октября 1941 г. // Шкаровский М.В. Указ. соч. С. 225-227. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Сборник документов С. 529-531.
Из справки «Организация местной власти и других учреждений на временно оккупированной территории» разведывательного отдела Украинского штаба партизанского движения о религиозной деятельности на Украине. 1942 г. // ЦГАОО Украины. Ф. 62. Oп. 1. Д. 183. Л. 25-26.
Письмо представителей православных церковных общин и духовенства г. Киева И.В. Сталину с благодарностью за освобождение Киева от фашистов и о сборе средств в Фонд обороны. [Ранее 22 февраля 1944 г.] // ЦГАОО Украины. Ф. 1. Oп. 23. Д. 1030. Л. 2-3