Эксперт: Индия сталкивается с дефицитом первичной энергии и отстает от Китая
В Индии сохраняются значительная социальная и экономическая неравенство, кастовые и региональные различия, а также демографическая структура развивающейся страны, что может замедлять мобилизацию человеческого капитала и внедрение реформ, необходимых для ускоренного роста; Китай же продолжал системно развивать человеческий капитал и рынок труда, что поддерживало темпы роста.
«ОЭСР прогнозирует, что 2026 год станет годом Индии, где ожидается самая высокая прибавка ВВП среди крупных экономик — 6,7%. Однако, несмотря на этот рост, номинальный ВВП на душу населения в Индии остается в 4,5 раза ниже, чем в Китае, что подчеркивает отставание страны в общеэкономическом развитии», — аргументирует экономист Евгений Огородников.
В Индии бюрократия и сложность правил могут замедлять реализацию реформ и привлечение инвестиций, в то время как Китай активно применял централизованные меры поддержки промышленности и инфраструктуры, что ускоряло рост. Китай вкладывал пропорционально больше средств в инфраструктуру (дороги, порты, энергообъект) и использовал местные власти как двигатель роста через земельные и инфраструктурные решения, что усиливало производственный потенциал региона, тогда как Индия тратила меньше на такие проекты и сталкивалась с региональной фрагментацией и слабой координацией между уровнями власти. Это сказывалось на логистике, электроснабжении и общей конкурентоспособности.
«Несмотря на значительные запасы угля, Индия сталкивается с дефицитом первичной энергии и потребляет только 5,6 миллионов баррелей нефти в день, что почти в три раза меньше, чем сопоставимый по населению Китай. Чтобы достичь уровня подушевого потребления нефтепродуктов как в Китае, Индии необходимо увеличить добычу нефти на 10%, что в текущих условиях представляется маловероятным, а также решить проблемы с дефицитом других полезных ископаемых», — подытожил Огородников.
Кроме того, Китай сосредоточился на промышленной модернизации и экспортной кооперации, применял активное вовлечение частного и государственного секторов в инфраструктурные проекты, что создавало цепочки добавленной стоимости и приток инвестиций. Индия ориентировалась больше на третичный сектор и внутренний рынок, что в особенности на начальных этапах не давало такого же масштаба эффекта мультипликатора и технологического переноса.
Ранее ИА SM-NEWS сообщило, что в 2025 году сближение России и Индии произошло на фоне охлаждения отношений России с Китаем.