Бизнесмен делится своим подходом в развитии компаний и рассуждает о феномене серийного предпринимательства
Дмитрий Салтанов — предприниматель, в копилке которого множество проектов российского и мирового масштаба. Развивать свое дело Дмитрий начал еще в 18 лет, а сегодня он активно инвестирует в стартапы, объединяет вместе сильных специалистов и развивает перспективные проекты в различных областях
Мы поговорили с Дмитрием о понятии серийного предпринимательства, сложностях и потенциалах данной области, а также о его собственных компаниях. На сегодняшний день бизнесмен принимает участие в управлении двенадцати компаний, частью из которых владеет полностью. Бизнесы Дмитрия Салтанова отличаются высокими темпами роста, а компания по производству мебели “ChiedoCover”, клиентами которой уже являются самые крупные представители бизнеса в России, не снижает темпы и поддерживает стабильный ежегодный рост в 30-50%. Также предприниматель участвует в мировых выставках и чутко следит за трендами и направлениями движения рынка, что позволяет ему масштабироваться и развиваться в любых условиях.
Дмитрий, Вы являетесь серийным предпринимателем. Скажите, пожалуйста, почему данное направления ведения бизнеса становится все более популярным?
Сказать трудно, но такая тенденция может быть связана с тем, что примеры успешных кейсов становятся все более медийными. А те предприниматели, кто начинает терять первоначальный “запал”, обращаются к этой идее и начинают рассматривать подобный вариант ведения дела. Оценить сам феномен серийного предпринимательства можно двояко: с одной стороны, при ведении нескольких бизнесов снижается фокус и нужна отлаженная и эффективная система, а с другой стороны — это отличный опыт и личное развитие человека как бизнесмена.
Как бы Вы охарактеризовали серийное предпринимательство?
В первую очередь, это про навыки создания работающего и эффективного менеджмента. Успех серийного предпринимателя кроется не в количестве проектов, а в результатах каждого из них. Поэтому, на мой взгляд, важно создать компанию, развить ее, определить все необходимые процедуры для дальнейшего движения и уже после переходить к новому делу, когда есть конкретные результаты и возможность делегировать управление без значительной потери эффективности, в идеале — даже с повышением эффективности процессов компании.
Чтобы эффективность бизнеса не падала, по Вашему мнению, сколько проектов максимум может вести предприниматель?
Нужно понимать, что полное ведение — это менеджмент, который предполагает погружение во внутренние процессы компании. С такой стороны, 1-2 проекта будет максимальной нагрузкой, которую можно будет выдерживать и эффективно справляться с задачами. Навыки предпринимательства — это больше про видение трендов, анализ ниш и перспектив различных проектов, про чувство потребности клиентов и выработку способов закрыть эту потребность. Это близко лично мне, поэтому я часто выступаю в роли инвестора. А непосредственное развитие компании и управление процессами можно во многом делегировать сформированному менеджменту.
Ваши компании и проекты всегда отличаются стабильными и высокими темпами роста. Расскажите, пожалуйста, подробнее о самых крупных из них: как Вы пришли к этим бизнесам и как Вам удается стремительно расти в каждом?
На сегодня я управляю в разной степени двенадцатью компаниями: где-то я совладелец, где-то — основатель и полный владелец. Под моим руководством находится крупная мебельная компания “ChiedoCover”, мы занимаемся мебелью по разным направлениям: от домашней мебели до оснащения крупных федеральных сетей. У нас порядка 9000 клиентов, а из ключевых можно выделить сеть отелей “Hilton”, ТТЦ “Останкино”, “Аэрофлот”, “Первый канал”, аэропорт “Домодедово” и других представителей крупного российского бизнеса. Началось все с того, что я увидел на рынке возрастающую потребность в качественной мебели. Соответственно, именно качество продукции мы поставили в приоритет, но другой важной задачей было и остается постоянное, непрерывное масштабирование.
Также я являюсь основателем и владельцем компании по производству аниматроников “DINOMACHINE” — мы производим движущиеся фигуры разных размеров для парков развлечений, тематических парков и торговых центров. Сейчас делаем упор на производство динозавров размером 15-20 метров. Особенность нашего продукта заключается в эффекте реалистичности: фигуры дышат, машут хвостами, щелкают зубами и выглядят практически как настоящие.
Очень успешным проектом на данный момент является музей шоколада “Шоколадный Выборг”, который показывает высокие темпы роста в 50-70% каждый год. Для его реализации я проанализировал множество аналогичных музеев в Европе, а после сформировал уникальную концепцию под российский рынок.
Еще мы развиваем бренд уличной одежды “Street Wolf”, этот бизнес также очень активно растет и имеет гигантский потенциал — ему всего лишь больше года, но за этот период мы удваивались, можно сказать, каждый месяц. В этом случае я хотел расширить свои рамки, попробовать себя в принципиально новом направлении. Как оказалось, мои навыки и опыт можно очень эффективно применить в данной области.
Как же Вам удается, Дмитрий, управлять всеми бизнесами?
Тут важно сказать о моей позиции в бизнесе: я постоянно действую с позиции инвестора, поэтому у меня так много проектов. Как предприниматель, я больше заинтересован в поиске идеи с хорошим потенциалом, я нахожу и объединяю людей, отличных специалистов, даю им ресурсы и возможности. В рамках каждого бизнеса у меня имеется сильный менеджмент, который во многом занят операционной деятельностью. На определенном этапе также пришло осознание, что многим проектам нужна компетентная IT-поддержка, поэтому мы собрали отдельную команду, которая могла бы обслуживать внутренние запросы наших компаний.
Почему Вы решили сформировать собственную IT-команду, а не привлекать специалистов на аутсорсе?
В рамках моих проектов и компаний появилось множество внутренних вопросов, которые необходимо постоянно решать, а также поддерживать существующую систему. Эти внутренние услуги предоставляет наша IT-компания. Это полноценная команда от бэк-энда до бренд-менеджеров, состоящая, в общем, из 30-ти человек. Полный цикл производства. Создание компании было очень важным и нужным решением, ведь она не только решает вопросы других моих бизнесов, но и помогает в поиске и реализации новых проектов — очень важным направлением деятельности у команды являются стартапы. Мы постоянно находим и пробуем что-то новое. Айтишники — это наше сердце, то, чем мы дышим, то, что помогает нам активно развиваться в СНГ, России и в Европе. Сейчас, благодаря им, мы выходим на мировой рынок очень быстро и эффективно.
Компания “DINOMACHINE” — это как раз про выход на мировой рынок?
Да, с аниматрониками мы сейчас планируем выход на рынок Ближнего Востока. Более того, мы собираемся расширяться по всем направлениям: планируем запуск франшиз по этой компании, а также сделать сильный скачок в рамках продукции — будем создавать и устанавливать колеса обозрения совместно с парками развлечений. Наши аниматронные фигуры сейчас стоят в более чем двадцати парках по всей России и СНГ, есть в торговых центрах Берлина и Амстердама. Сейчас мы планируем запуск нового проекта в Хургаде и Дубае. Также мы открыли парк под брендом “DINOMACHINE” в городе Киров, где у нас и находится производство. На основе этого парка мы будем упаковывать франшизу — у нас уже есть клиенты, которые предварительно изъявили желание пользоваться данной франшизой.
Вы также участвовали в зарубежных конкурсах, расскажите, как это повлияло на узнаваемость бренда в России и за рубежом?
В первую очередь стоит сказать о том, что “DINOMACHINE” — это весьма уникальный проект на нашем рынке, мы — единственная компания в СНГ подобного рода. Нам тут конкурировать особо не с кем. Все наши конкуренты из Китая и США, но даже Китай далеко географически находится, не говоря уже об Америке, то есть стоимость логистики выходит у них высокая, поэтому на европейском пространстве мы самая дешевая, доступная и понятная компания, которая занимается также полным циклом производства: от написания софта для движения фигур до создания всех каркасов. Все инженерные вещи, электромеханика, двигатели — все делаем мы самостоятельно.
На международном уровне я представлял компанию на выставке RAAPA EXPO в 2021 году в Испании, в Барселоне. RAAPA EXPO — это крупнейшая тематическая выставка достижений в индустрии развлечений, где ежегодно собираются все самые крупные производители. Участие там — это уже самый крутой уровень в нашей сфере. Также мы являемся членом в российской ассоциации парков и производителей аттракционов РАППА и на регулярной основе принимаем участие в выставках организации в Москве. Это, несомненно, повышает узнаваемость нашего бренда как на российском рынке, так и на зарубежном.
Дмитрий, скажите, пожалуйста, в каких векторах Вы планируете развиваться дальше?
Начнем с того, что основной акцент я планирую сделать на всех существующих у меня компаниях, на их росте, наращивании производства и клиентской базы. Как уже сказал, будем упаковывать и продавать франшизу в рамках компании “DINOMACHINE”. Также займемся масштабированием проекта музея шоколада, а по бренду одежды планируем запускать новые производственные направления и открывать магазины. Перспектив очень много и нам предстоит масса интересной работы. Более того, не исключаю, что могут появиться идеи для новых проектов, но пока концентрируюсь на существующих.