2 августа – ИА SM.News. Как пишет портал Е1, инфляция в России в этом году после начала спецоперации и последовавших за ней санкций резко пошла вверх. Лекарств это тоже касается — судя по данным Росстата и аналитиков, ряд препаратов подорожал сильнее других, а некоторые, напротив, снизились в цене.

Согласно данным DSM Group, больше всего за полгода в России подорожала группа противопаразитных препаратов, куда включили также инсектициды и репелленты — на 19,4%. На втором месте препараты для лечения заболеваний кожи — рост составил 10,9%, на третьем — препараты для лечения урогенитальных органов и половые гормоны — 9,3%.

«Инсектициды и репелленты сложно назвать в полной мере лекарственными препаратами, то есть нацеленными на лечение. Я думаю, что рост цен на них связан с сезонным спросом, а следовательно — и на всю группу, в которой они оказались вместе с противопаразитными препаратами, — говорит депутат Госдумы Айрат Фаррахов. — В группу препаратов для лечения кожных заболеваний вполне могут войти некие косметологические средства, они, наверное, несколько больше подорожали, чем лекарственные препараты в среднем».

Айрат Фаррахов — экс-министр здравоохранения Татарстана, член комитета Госдумы по бюджету и налогам.

Он отмечает, что это достаточно большие группы лекарств, которые при этом обычно не входят в перечень жизненно необходимых лекарственных препаратов (ЖВНЛП). Именно их принято считать ключевыми. Цены на группу ЖВНЛП регулируются государством.

«Лекарственные препараты, конечно, все значимые — нельзя сказать, что какие-то неважны. Скажем так, наиболее подорожали те препараты, которые не входят в перечень ЖНВЛП, — говорит гендиректор компании DSM Group Сергей Шуляк. — Сильно вырастают цены именно на эти препараты, и это влияет на общую картину. Когда мы говорим об общем индексе инфляции, всегда появляются голоса: «ну как же так, а вот этот препарат вырос в цене на 30%»».

«Отдельные лекарства могут действительно вырасти в цене, но говорить, что какой-то класс в целом подорожал или подешевел, нельзя — всегда есть препараты, цены на которые растут или снижаются интенсивней по каким-либо причинам. Получается, у нас достаточно противоречивая картина по разным препаратам, но если говорить об общем инфляционном индексе, стоит отметить, что с апреля мы видим дефляцию на лекарственные препараты».

Эксперт говорит, что ряд цен держится на высоком уровне за счет старых закупок — компании потратили деньги в рублёвом эквиваленте, когда курс доллара и евро был высоким, и цена тянется с марта-апреля. На новые закупки цена при этом снижается.

Помимо роста цен люди сталкиваются и с дефицитом препаратов. В марте забили тревогу пациенты, зависимые от левотироксина натрия — препарата, который принимают при дефиците гормонов щитовидной железы, в том числе после операции по её удалению. Лекарство просто пропало из аптек.

Тогда пресс-служба Росздравнадзора заявила, что лекарство производится и поставляется в объёмах больше прошлогодних, а нехватка обусловлена ажиотажным спросом. Но в апреле стало известно о запуске в России нового производства этого препарата. В то же время в апреле стали появляться сообщения, что из аптек пропадают противоэпилептические препараты, также люди жаловались на нехватку средств для снижения давления и лекарств, которые необходимы при различных хронических заболеваниях.

Официально никто из фармкомпаний не заявлял об уходе с российского рынка, со стороны стран тоже нет санкций в виде ограничения поставок лекарственных препаратов.

«В средствах массовой информации появлялась отдельная информация о том, что та или иная компания вводит ограничения, мы сегодня этого объективно не видим, Минздрав не получил ни одного уведомления о том, что компания уходит с рынка или ограничивает поставки лекарственных препаратов в Россию», — утверждает Айрат Фаррахов.