20 октября – ИА SM.News. Презентованная Банком России купюра номиналом в тысячу рублей вызвала скандал и едва не стала причиной межконфессионального конфликта
На тысячерублевке изображены известные и узнаваемые символы России: Никольская башня Нижегородского кремля, Музей археологии и этнографии в Уфе, башня Сююмбике в Казанском кремле и Музей истории государственности татарского народа в Казани. Именно изображение последнего на банкноте и стало причиной скандала.
Дело в том, что музей — это бывшая Введенская церковь на территории Казанского кремля. После революции ее разграбили, потом здесь была столовая. В 2002 году здание отреставрировали, но службы там не возобновились, бывший храм стал музеем, а потому купола остались без крестов. Именно в таком виде дизайнеры и изобразили здание на новой тысячерублевке.
Это возмутило многих известных россиян. В частности, военкор Юрий Котенок считает, что налицо не просто банальная невнимательность, а целенаправленное поругание православия.
«Вообще, в таких случаях нужны еще и кадровые решения. Межконфессиональные провокации на пустом месте — это серьезно, и за такое нужно нести ответственность. «Окей, переделаем» — в данном случае это самый простой выход, который не решает саму проблему активных попыток затереть как можно больше христианских символов», — заявил военкор.
Также Котенок отметил, что башня с полумесяцем — это явная доминанта нового дизайна. По его словам, у зрителя складывается впечатление, что Россия — это исламское государство. А христианские символы если и есть, то намеренно затираются.
«В тупость «девочек-дизайнеров» не верю. Вижу явную провокацию и попытку плюнуть в лицо всем православным гражданам России. Еще одну в длинном ряду. Кто-то изо всех сил пытается раскачать в стране межконфессиональный мир, целенаправленно унижая русских и отбирая у них их символы. Закончится это плохо», — добавил Котенок.
Журналиста Сергей Мардана возмутил тот факт, что после презентации купюры и возникшего из-за ее дизайна общественного резонанса ни Центробанк, ни Патриархия в течение суток даже не удосужились дать официальные комментарии по этому вопросу.
«Ждём теперь возвращения Дворцовой церкви в Казанском кремле Патриархии и ликвидации музея «татарской государственности»», — предложил Мардан.
Позже Банк России все же ответил на возмущение православных верующих. Однако, его представители так ничего и не пояснили. Отделались одной строчкой в официальном телеграм-канале регулятора.
«Банк России доработает дизайн обновленной банкноты в 1000 рублей. В настоящее время принято решение остановить выпуск банкноты. В широкое обращение она не поступила», — говорится в сообщении.
Военкор Дмитрий Стешин предложил оригинальное решение проблемы.
«Не понимаю, к чему этот скандал с тысячными купюрами без крестов на храмах. Любой русский человек имеющий карандаш, знает, что нужно делать», — заявил Стешин.
Военкор также добавил, что такой дизайн купюры мог быть попыткой зондирования общественного мнения. Она, однако, провалилась. Тем более, пишет военкор, в обществе и так достаточно раздражителей.
Член СПЧ Кирилл Кабанов отметил, что глумление над верой, и не только православной, в стране приобретает угрожающий характер. Но в вопросе с дизайном купюры страшен не сам факт изображение на ней поруганного храма без крестов, а молчание официальной власти. Кабанов пишет, что складывается впечатление, будто ответственные люди считают ниже своего достоинства ни то, что извиниться, но даже объяснить ситуацию.
«Если кто-то неосознанно/по недомыслию допустил досадную ошибку, оскорбившую веру и память наших предков, пусть извинится и исправит её, а мы как христиане простим и не будем держать камень за пазухой. Но если после таких публичных обоснованных претензий будет продолжаться игнорирование или вместо официальных лиц/заказчиков будут высказываться непонятные «серой массой» обиженные и оскорбленные художники/дизайнеры, тем самым только усугубляя ситуацию, то это может привести к весьма негативным последствиям. Неужели никто об этом не думает или, наоборот, всё это делается преднамеренно, по некоему изощренному антироссийскому плану? Замечу, за очень немалые бюджетные средства, то есть за наш с вами счет. Надеюсь, что хотя бы будет реакция на официальные заявления активистов и общественных организаций», — отметил Кабанов.
По мнению известного документалиста и депутата Мосгордумы Андрея Медведева, еще пару лет назад отсутствие крестов на изображении храма никто возможно и не заметил бы. Но спецоперация сильно изменила сознание людей. Общество консолидировалось. И такой дизайн вызвал реакцию, аналогичную поруганию одного из главных символов страны.
«Когда народ вновь обретает идентичность, начинает видеть себя через призму своей подлинной истории, то это не этнография, а фактор внутренней политики.
Когда солдат на передовой воюет под флагом со Спасом, или с таким же патчем на рукаве, и нет более замполита, а есть священник, то хочется кому-то или нет, но не учитывать это не возможно, ни дизайнерам, ни политикам», — отметил парламентарий.