С начала спецоперации ВС РФ на Украине Пекин обозначил себя важнейшим партнером Москвы по целому перечню отраслей. Не отдавая явного предпочтения российскому потребителю на фоне геополитических коллизий, КНР все-таки продолжила выполнение условий по текущим контрактам между странами, а также наметила новые «точки экономического соприкосновения» с Россией. В условиях активного импортозамещения Москва предложила китайским партнёрам льготные условия для открытия и развития бизнеса в столице с поддержкой не только землячеств, но и властей региона. Таким образом, предприниматели из Поднебесной могут рассчитывать, как минимум, на комплекс поддержки малого бизнеса столицы и общую атмосферу лояльности.
Но даже эти сценарии по сотрудничеству и выполнению хотя бы текущих контрактов между Москвой и Пекином оказались под угрозой из-за пандемийной вспышки в КНР, парализовавшей промышленную и логистическую отрасли. Сейчас речь идет об серьезном увеличении сроков китайских поставок.
Руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев считает, что проблемы, вызванные пандемией в КНР могут сильно повлиять на экономические процессы в России, в том числе спровоцировать дефицит важных товаров и сырья.
«Затор из судов в портах КНР может привести к тому, что могут начаться сложности с получением нужного импорта – важного как для граждан (например, компьютерной или бытовой техники), так и для отраслей экономики РФ», — сказал он.
Новая восточно-ориентированная экономическая политика России претерпевает болезненные изменения: китайский курс — есть, но средства для реализации мероприятий, связанных с увеличением товарооборота, — подводят. На данный момент представители различных отраслей в России начали конкурировать за логистические мощности в азиатском направлении: ни ресурсов РЖД, ни судовых и контейнерных единиц не хватает, чтобы сконцентрировать на китайском маршруте весь западный экспорт. А т.к. Китай сам находится в трудном положении из-за эпидемической обстановки, то удорожание, усложнение и «удлинение» российской логистики, судя по всему, неизбежно.
«Отрасли конфликтуют и конкурируют между собой за мощности РЖД (ведь вместо Европы тот же уголь или зерно нужно везти в Китай, а пропускная способность восточных маршрутов ограничена). Уже сейчас мощности Транссиба и БАМа используются полностью, есть заторы из вагонов, которые следуют в КНР и Азиатско-Тихоокеанский регион, это все сказывается на затратах компаний-экспортеров из России», – поясняет Деев.
Тем временем в Москве не отмечают серьезных подъемов заболеваемости. Эксперты-вирусологи считают, что очередную — шестую — волну коронавирусной инфекции ждать совершенно необязательно. Вполне вероятно, что Россия уже пережила все активные стадии инфекции, и теперь ковид-пандемия будет проходить только в латентной форме.
«Идет снижение (заболеваемости COVID-19 – ред.), оно достаточно упорное, но очень медленное, тянуться это будет еще долго. Нельзя исключать какого-то подъема заболеваемости, появления новых вариантов вируса, которые будут более опасны, чем «омикрон», но это маловероятно <..> Дать какие-то гарантии за природу очень сложно. Поэтому с уверенностью сказать, что не появится новый вариант вируса [нельзя — прим.ред.]. Но я думаю, что это не очень вероятное событие. Ведь, наряду с тем, что «Омикрон» так сильно заражает, он, конечно, вызывает образование антител и иммунитета, и люди после этой волны будут более устойчивы к вирусу», — рассказал ИА SM.News вирусолог, доктор медицинских наук, профессор НИЦ эпидемиологии и микробиологии имени Гамалеи Анатолий Альтштейн