Фото: редакции

Специалист разъяснила, кто будет заниматься постановкой диагноза пациентам с онкологией, где и в каких условиях они будут проходить лечение

Еще в 2021 году Минздрав России утвердил новый порядок оказания медпомощи взрослым гражданам при онкозаболеваниях, который содержит ряд неоднозначных и в том числе противоречащих друг другу требований.

Фото редакции

Споры и обсуждения данного порядка не утихают и по сей день. Благодаря усилиям общественных организаций и медицинского сообщества, удалось внести некоторые изменения в приказ, но глобально ничего не изменилось. Директор по стратегическому развитию федеральной сети клиник «Евроонко» Елена Калмыкова проанализировала для SM-News дискуссионные пункты порядка оказания помощи при онкозаболеваниях.

Как будет изменена процедура постановки диагноза и определение тактики лечения для пациентов с онкозаболеванием

В рамках нового порядка диагноз будет устанавливаться врачом–онкологом, а при ЗНО лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей — врачом–гематологом. Согласно приказу, порядком устанавливается необходимость проведения консилиума врачей при выборе и изменении тактики лечения. Главное условие — наличие в клинике хирургического отделения, а также мест для проведения лучевой и лекарственной терапии.

 При этом все специалисты должны быть оформлены в медицинской организации, где есть профильные отделения: хирургических методов лечения злокачественных новообразований, противоопухолевой лекарственной терапии, радиотерапии. Однако далеко не все медицинские центры имеют необходимые профильные отделения, соответственно, самостоятельно консилиум проводить не вправе. Подобные консилиумы для определения тактики лечения онкологических больных могут проводиться в иных (третьих) медицинских организациях, то есть, только в крупной онкологической медицинской организации, а небольшие клиники без специализированных отделений, будут исключены из цикла лечения.

В рамках нового порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях была изменена и структура онкологических клиник. Предусмотрены следующие форматы лицензирования для медицинской организации: центр амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП), онкологический диспансер (онкологическая больница, далее — диспансер), иная медицинская организация. Для ЦАОП и диспансера в порядке строго регламентированы требования к оснащению и наличию соответствующих отделений.  

Выдержка из приказа: «Пункт 4 приложения №14 определяет, что дневной стационар противоопухолевой лекарственной терапии организуется в медицинской организации, оказывающей специализированную медицинскую помощь. Дневной стационар радиотерапевтический организуется при наличии в медицинской организации расположенных в пределах имущественного комплекса, функционально и технологически объединенного с отделением радиотерапии, организованного в соответствии с порядком оказания медицинской помощи взрослым при онкологических заболеваниях, утвержденным настоящим приказом».  

 При этом порядок прямо предполагает, что дневной стационар может быть в ЦАОПе, диспансере или в «иной медицинской организации». Привязка дневного стационара к стационарному отделению, вероятно, избыточна, так как большинство современных методов лучевой терапии позволяют оказывать качественное лечение именно в рамках дневного стационара, а требования к организации дневного стационара хирургических методов лечения и противоопухолевой лекарственной терапии приводит к существенному ограничению включения в цепочку лечения онкологических больных небольших клиник, в которых используются малоинвазивные хирургические методики.

Лидирующую роль предлагается отвести ЦАОП, а первичное онкологическое отделение порядком уже ликвидировано. Первичный онкологический кабинет формируется, если нет возможности создать ЦАОПа на территории обслуживания медицинской организации. Как именно будет определяться территория обслуживания и что необходимо для создания центра, в приказе не говорится. Вышеперечисленные изменения могут привести к закрытию кабинетов врачей-онкологов в поликлиниках и в частных клиниках, причем даже в тех, которые не работают в системе ОМС, и ликвидации первичного звена в организации специализированной онкологической помощи.

Серьезным изменениям подверглись и требования к организации деятельности онкологического диспансера (онкологической больницы), а также к структурным единицам медицинских организаций, которые участвуют в оказании такой помощи. Избыточные требования по организации онкологической больницы или отдельных отделений приведут к увеличению расходов и закроют окно возможностей для открытия небольших специализированных клиник. Например, согласно документу, в отделении противоопухолевой терапии должно быть не менее 20 коек, а в хирургическом — не менее 25.

Как все эти изменения скажутся на маршрутизации пациентов

Фото редакции

В приказе ничего не сказано о случаях выявления (подозрения) онкологического заболевания при оказании скорой и специализированной медицинской помощи, равно как и о порядке действий в подобных случаях. Сейчас скорая помощь будет отвозить пациента в любую не профильную медицинскую организацию, что может отразиться в итоге как на скорости, так и на качестве оказания онкологической помощи. В результате постановка диагноза может занять более длительное время, что негативно скажется на пациенте. Также пациент с онкологией не сможет воспользоваться бесплатной помощью врачей без наличия на руках направления лечащего врача. Медик, выдавая подобный документ, должен будет следовать порядку маршрутизации, который утвержден региональными министерствами здравоохранения. Лечить пациента будут только по месту жительства, что может привести к «формальному» праву выбора медицинской организации в рамках ограниченной территории региона. Уже сейчас в своих клиниках мы слышим от пациентов, что направление в федеральные центры врачами выписывается неохотно.

За доработку изменений высказалось не только профессиональное медицинское сообщество, но и активная общественность. В результате Приказ доработали, изменения внесли, но несущественные. К сожалению, озвученные проблемы остались не решенными. На сегодняшний день дебаты продолжаются.

Плюсы нового порядка

Во-первых, принятие приказа 116н от 01 .01 2022 означает, что государство держит фокус на организации лечения онкологических заболеваний, что, конечно, хорошо. Во-вторых, новая система вводит определенные правила упорядочивания предоставления помощи, поэтому, возможно, в ближайшие годы мы увидим хороший результат. Одним из позитивных моментов является включение в порядок маршрутизации всех медицинских учреждений, которые участвуют в территориальной программе региона, в том числе частных. Врач обязан проинформировать пациента о праве выбора лечебного учреждения.

Огромным плюсом является наличие в документе списка заболеваний, для формирования тактики лечения по которым требуются телемедицинские консультации с федеральными медицинскими центрами, что даст возможность получить пациенту квалифицированное мнение вне зависимости от регистрации.