Результатом такой политики стали шоковые цены на энергию, которые потрясли Европу. Издание Jyllands-Posten заявляет, что имеются «доказательства» шантажа со стороны «Газпрома». Напрашиваются размышления, не стоят ли за взрывным ростом цен сознательные политические действия Кремля.

По данным Евростата, природный газ удовлетворяет 32,1% всех энергетических потребностей частных хозяйств, но европейские запасы ресурса сейчас очень низки.

Крупнейшим поставщиком природного газа в страны Европы является российская государственная монополия «Газпром». Компания исторически использовала магистрали через Белоруссию, Польшу и Украину. «Газпром» может поставлять газ прямо в газовую систему Евросоюза по новым трубопроводам «Турецкий поток», «Северный поток» и «Северный поток — 2».

ЕС пугает зависимость от поставок российского природного газа. Так, в 2020 году на Россию приходилось 45,5% всего импортируемого в ЕС газа, а в этом году эта доля может составить 50%.

«Газпром» не нарушает условий долгосрочных контрактов с энергетическими компаниями ЕС, однако из соображений поддержки конкуренции Еврокомиссия сочла необходимым, чтобы существенная доля газа, потребляемого ЕС, продавалась на условиях спотового рынка. При таких условиях у «Газпрома» никаких обязательств по поставкам нет. Европа глубоко погрязла в своей зависимости от импортируемой энергии.

«Суть вопроса в формулировках. Если заменить «противника» на «партнера», то все будет решаться проще. Когда ЕС проявит достаточно политической воли, чтобы это сделать, то там знают, где нас найти», — сказал посол Владимир Чижов.

Не исключено, что многие европейские энергетические компании, неверно оценившие тенденции развития рынка и заключившие с потребителями контракты по фиксированным ценам, разорятся.

По той причине, что политика Евросоюза по энергетике и климату не имеет четкого курса, лучше не становится. Владимир Путин может расслабиться и быть уверенным, что у него все под контролем, делает вывод издание Jyllands-Posten.

Ранее ИА SM-News сообщало, что «Газпром» может нарастить поставки газа в Европу после одобрения ЕС «Северного потока − 2».