Трагическая гибель президента Ирана Эбрахама Раиси в результате крушения вертолета вечером 19 мая в мировом информационном пространстве обрастает все новыми инсинуациями
Так, в частности, Французский институт в Армении, созданный, чтобы «объединить проекты всех тех, кто вносит вклад в культурные отношения между двумя странами», то есть между Арменией и Францией, инициировал через армянские масс-медиа широкую информационную волну, будто бы главным бенефициаром, а поэтому и организатором авиакатастрофы (читай – убийцей) является официальный Баку. Его интерес заключается в том, чтобы, воспользовавшись ситуацией властной неопределенности в Иране, пока в течение 50 дней после гибели президента Раиси будут согласно конституции Ирана проведены новые президентские выборы, вторгнуться в Армению, гарантом территориальной целостности которой позиционирует себя Исламская республика и для этого содержит на границах Азербайджана и Турции 150-тысячную армейскую группировку, захватить Сюникскую область и открыть через ее территорию Зангезурский транспортный коридор. Который будет связывать между собой «материковый» Азербайджан и Нахичеванскую автономную республику, отделенную от него узкой (в 40 км) и длинной (в 150 км) юго-восточной частью территории Армении.
Формат данной информационной провокации прост и понятен. Французский институт в Армении – это формально неправительственная организация, своего рода благотворительный фонд, распределяющий гранты между существующими в Армении франкофильскими неправительственными организациями, разделяющими идеи Франкофонии. А вот сама эта Международная организация Франкофонии – объединение 88 стран мира, ориентирующихся на официальный Париж и Елисейский дворец вроде бы как франкоязычных стран, но по сути – попытка сохранить политическое влияние Франции в ее бывших колониях, получивших независимость в 1960 году после принятия ООН Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам. То есть Французский институт в Армении – структура формально неправительственная, но отстаивающая государственные интересы Франции, а поэтому, с одной стороны, с нее взятки гладки, так как высказывает свое собственное неофициальное мнение, но, с другой стороны, делает это с совершенно конкретными целями.
Поэтому нам остается ответить на два последних из шести главных вопросов процессуального права Древнего Рима – с какой целью и кому выгодно?
Казалось бы, на первый взгляд, все просто и понятно: сегодня Армению сотрясает внутриполитический кризис, спровоцированный делимитацией линии государственной границы между Газахским районом Азербайджана и Тавушской областью Армении, следствием чего стало возвращение под юрисдикцию официального Баку четырех сел, которые в начале 1990-х годов были захвачены армянской армией во время 1-й Карабахской войны, откуда были изгнаны азербайджанцы, а в их дома заселились армяне, считавшие их на протяжении тридцати лет своим военным призом.
24 мая ситуация развернулась на 180 градусов: в эти села вошли подразделения государственной пограничной службы Азербайджана, а проживавшие в них армяне, срубая деревья и разрушая постройки, переехали вглубь Армении, присоединившись к 105 тысяч армян, организованно покинувшим Карабах в сентябре-октябре 2023 года. Впереди – исход армян из еще четырех приграничных азербайджанских сел в других местностях и на иных участках границы с гораздо большим количеством вынужденных переселенцев, поэтому шансы на купирование кризиса у официального Еревана в ближайшее время очень малы.
В таких условиях стремление Французского института в Армении стравить – хотя бы временно и на словах – между собой Баку и Тегеран выглядит естественным, чтобы переориентировать внимание Баку на предотвращение конфликта с много более могущественным южным соседом в лице Ирана, тем самым лишить его инициативы в вопросе продолжения делимитации армяно-азербайджанской границы на иных ее участках.
Но в этой информационной провокации есть куда более глубокий смыл – своего рода «двойное дно», понятный только тем, кто погружен в проблемы Южного Кавказа системно и долгое время. Дело в том, что Зангезурский транспортный коридор через территорию Армении – это не только кратчайший путь из «материкового» Азербайджана в Нахичевань, который сегодня приходится преодолевать, многократно увеличивая плечо подвоза через территорию Ирана. Он – еще и один из элементов одного из маршрутов Международного транспортного коридора «Север-Юг» из России через Азербайджан, замет Зангезур и Нахичевань в Турцию, а оттуда – в Сирию, Иорданию и на Аравийский или на Синайский полуостров.
Не дать проложить этот глобальный транспортно-логистический маршрут – вот главная задача, ради достижения которой Французский институт в Армении сегодня распространяет инсинуации о причастности властей Азербайджана к гибели президента Раиси. Любой военно-политический конфликт между Азербайджаном и Ираном автоматически поставит крест не только на Зангезурском транспортном коридоре, но и на всем глобальном проекте Международного транспортного коридора «Север-Юг». Именно этого добивается Елисейский дворец руками Французского института в Армении.
Зачем это Франции? Да все очень просто.
Начиная с XVI века Старый Свет, то есть Западная Европа, богател за счет колониальных завоеванй, колониальной торговли ограбления своих заморских владений. Уже 500 лет Франция является крупной морской державой, для которой международная морская торговля во всей ее многоплановой системе является важнейшим источником дохода: французские торговые суда перевозят самые разнообразные грузы, а французские порты, особенно Гавр, Дувр и Марсель, являются местами их перевалки, то есть перегрузки на другие виды транспорта.
МТК «Север-Юг» является сухопутной альтернативой морской торговле, хотя требует для своего развития более глобальных капиталовложений стратегического характера, которые непременно и сторицей окупятся через несколько десятилетий. Достаточно сказать, то путь из Индии до Санкт-Петербурга после окончательного завершения строительства МТК «Север-Юг» для всякого груза будет составлять 8-10 дней, тогда как по морю – три недели. При этом не будут нужны никакие промежуточные порты. Естественно, ни для одной из западноевропейских – особенно бывших колониальных – стран такая перспектива является прямой угрозой благополучия и безопасности. Поэтому всегда и везде, где только это можно, они пытаются разжигать пожары локальных вооруженных конфликтом в тех странах, по территории которых должны пройти сухопутные трансконтинентальные транспортные пути.
Яркий пример тому – Украина. Ни для кого не секрет, что Китай в последние десятилетия активно развивает идею «Шелкового пути» – трансконтинентального сухопутного международного транспортного коридора от Шанхая до Европы. Его конечными точками должны были стать Одесса на юге и Санкт-Петербург на севере. Можно себе представить, что бы случилось с портами Копенгагена, Роттердама, Амстердама, Гамбурга, уже упоминавшихся Гавра, Дувра и Марсе-ля, если этот проект был бы реализован до конца, – они повторили бы судьбу прибалтийских портов Таллина, Даугавпилса и Клайпеды или Хельсинки, медленно умирающих без грузопотока.
Однако война на Украине на неопределенное время приостановила реализацию этого проекта, а поэтому порты стран Западной Европы все еще востребованы и в деле. И именно поэтому война на Украине будет продолжаться до последнего украинца, – чтобы сохранить монополию морской торговли, основными бенефициарами от которой являются бывшие колониальные метрополии, из Азии в Европу и наоборот.
Поэтому не надо думать, что Французский институт в Армении, вбрасывая в информационное пространство тезис о причастности властей Азербайджана к гибели президента Ирана Раиси, таким образом стремится помочь Армении и армянам. Раздувая вражду между Азербайджаном и Ираном, он хочет нанести ущерб проекту Международного транспортного коридора «Север-Юг» и тем самым сохранить для судоходных кампаний Франции возможность еще некоторое время зарабатывать деньги на пока безальтернативных международных морских перевозках. А там, если понадобится, то и Армению можно бросить в войны до последнего армянина.