Фото: редакции

12 июня США поместили под санкции 300 компаний и людей из России, среди которых оказался ряд предприятий нефтегазовой отрасли. В их числе структуры газодобывающей компании «Новатэк», связанные с крупными проектами по производству сжиженного природного газа в Мурманской области (проект «Мурманский СПГ») и Ямало-Ненецком автономном округе (проекты «Обский СПГ», «Арктик СПГ-1» и «Арктик СПГ-3»). Под санкции попал и соучредитель оператора строящегося в Ленинградской области комплекса по переработке этансодержащего газа и производству сжиженного природного газа – компания «Русгаздобыча», а также компания «Газпром инвест», как «проектирующая и создающая объекты газовой промышленности».

Ранее, 1 мая, США распространили те же ограничительные меры на компании, связанные с проектом «Арктик СПГ-2», включая операторов морских судов из Китая и Сингапура. В Государственном департаменте США тогда прямо заявили, что санкции имеют целью «разрушить будущее энергетики, металлургии и горнодобывающего производства в России». Тогда же о намерении замедлить развитие российских энергетических проектов сообщили в американском министерстве финансов. Все участвующие в передаче технологий и материалов для них также окажутся под американскими санкциями, заявляли в Государственном департаменте в апреле. Тогда же посол России в США Анатолий Антонов заявил, что американские власти пытаются полностью остановить экспорт энергоресурсов из России.

В декабре 2023 года, через месяц после введения санкций в отношении газового проекта «Арктик СПГ-2», в российских СМИ сообщили, что от его финансирования и обязательств по выкупу продукции отказались французские, китайские и японские акционеры. В начале апреля агентство Reuters сообщило, что сжижение газа на проекте остановлено из-за вызванной санкциями нехватки танкеров для его доставки.

5 июня генеральный директор департамента международных связей Еврокомиссии Кристина Лобилло Борреро заявила, что в Евросоюзе разворачивается «серьёзный» энергетический кризис. Заместитель главы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач считает, что он уже «переродился» в промышленный и экономический кризис. Тем не менее пока европейским странам удавалось избегать сильных потрясений, связанных с длящимся с осени 2021 года мировым энергетическим кризисом, что многие эксперты объясняют аномально тёплой для региона погодой и снижением экономической активности в Китае, понизившим цены на газ.

Однако зависимость стран Европы от поставок газа из России сохраняется. По данным финского Центра исследований энергетики и чистого воздуха, Евросоюз стал главным импортёром российского газа в 2023 году – как трубопроводного (36% экспорта), так и сжиженного (49%). Согласно сведениям британского издания Financial Times, поставки последнего в Европу в прошлом году увеличились. По информации аналитического агентства ICIS, в мае на Россию пришлось 15% импорта сжиженного газа в европейские страны, тогда как на США – 14%.

При этом ущерб, причиняемый санкциями российской экономике и возможности финансировать военные действия на Украине, заявляемый их основной целью, пока не очевиден: в апреле Международный валютный фонд повысил прогноз роста экономики России в 2024 году до 3,2%, что превышает общемировой прогноз на 0,6 процентных пунктов.