РоссияВт, 16 Апреля 2024
Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Москва
Белгород
Тула
Тверь
Кострома
Калуга
Липецк
Курск
Орел
Иваново
Ярославль
Брянск
Смоленск
Тамбов
Владимир
Воронеж
Московская область
Северо-Западный федеральный округ
Санкт-Петербург
Вологда
Псков
Мурманск
Сыктывкар
Калининград
Петрозаводск
Архангельск
Великий Новгород
Ленинградская область
Южный федеральный округ
Краснодар
Астрахань
Элиста
Майкоп
Ростов-на-Дону
Волгоград
Крым/Севастополь
Запорожье
Херсон
Донецк
Луганск
Северо-Кавказский федеральный округ
Дагестан
Владикавказ
Нальчик
Черкесск
Ставрополь
Магас
Грозный
Приволжский федеральный округ
Пенза
Оренбург
Уфа
Ижевск
Чебоксары
Саранск
Йошкар-Ола
Киров
Пермь
Нижний Новгород
Самара
Казань
Ульяновск
Саратов
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
ЯНАО
Югра
Сибирский федеральный округ
Иркутск
Томск
Омск
Горно-Алтайск
Кемерово
Кызыл
Барнаул
Красноярск
Новосибирск
Абакан
Дальневосточный федеральный округ
Улан-Удэ
Чита
Магадан
Южно-Сахалинск
Якутск
Биробиджан
Петропавловск-Камчатский
Владивосток
Благовещенск
Анадырь
Хабаровск
Спецоперация России
Последние новости
Спецоперация России
Спецоперация России
#Общество

Эксперт Greenpeace определил самые экологически опасные производства в Москве

29 апреля – ИА SM-News. В Москве работают более 200 тысяч производств. 700 из них – это крупные и средние предприятия. Наиболее опасными для городской среды считаются ресурсные, перерабатывающие производства, а также химическая промышленность и заводы, использующие радиоактивные изотопы

#Общество
Эксперт Greenpeace определил самые экологически опасные производства в Москве
#Общество
29 апреля – ИА SM-News. В Москве работают более 200 тысяч производств. 700 из них – это крупные и средние предприятия. Наиболее опасными для городской среды считаются ресурсные, перерабатывающие производства, а также химическая промышленность и заводы, использующие радиоактивные изотопы

29 апреля – ИА SM.News. По мнению экспертов-экологов, уровень загрязнения районов столицы во многом зависит от близости к действующим предприятиям. Правда, есть и нюансы – близлежащая территория даже в радиусе 5-6 километров считается небезопасной для горожан, а риски возникновения хронических заболеваний, снижение иммунитета и развитие недугов дыхательных путей на таком расстоянии от производств так или иначе остаются.

В российском Greenpeace считают, что постоянное соседство с «нездоровой промышленностью» повышает риск онкологических заболеваний. Порядка 3,5 тыс. смертей в Москве обусловлены в том числе повышенным содержанием в воздухе различных токсинов, канцерогенов и продуктов производственной деятельности (бензпирена, диоксида азота, фенола, формальдегида и многого другого).

5-10% всех заболеваний сердечно-сосудистой системы, нервной системы и легких появляется у столичных жителей, как результат проживания в городской среде, считают в эко-комьюнити.

В условиях равномерного распространения промышленности общая экологическая ситуация в Москве скорее негативная. А парковых анклавов явно не хватает для ее корректировки.

Редакция SM-News подготовила интервью с руководителем экспертно-аналитической группы экспертного департамента Greenpeace Еленой Васильевой. Представитель экологической организации рассказала о самых вредных промышленных объектах столицы и перспективах «сожительства» людей и производств в рамках города.

Мусоросжигательные заводы

Мусороперерабатывающие производства – одни из самых экологически депрессивных в столичной городской среде. Два самых крупных московских предприятия – МСЗ №3 и МСЗ №4 — в совокупности перерабатывают более 1 млн тонн отходов в год. В отличие от другой химической и очистной промышленности колоссальный вред МСЗ для экологии заметен без специальных исследований и проб.

Граждане, проживающие в районе Некрасовка, давно говорят о смоге, ощущении перманентного горения и задымленности внутри жилых кварталов, как о результате работы самого большого в Москве МСЗ №4.

Сотрудников заводов явно не хватает для того, чтобы сортировать смешанные отходы, поэтому в огромные мусоросжигательные печи загружается различный сор. Неотсортированное стекло, банки, лампочки, батарейки и пр. плавятся при температуре 1260 градусов. В результате пережога получаются огромные массы радиоактивной золы, содержащей токсичные продукты теплового воздействия – цинк, свинец, ртуть и растворимые соли. Эти токсины относятся к первому классу опасности и должны утилизироваться на специальных полигонах.

Несмотря на то, что существуют стандартизированные правила подготовки и проверки радиоактивного фона отходов, снижающие объем вредного воздействия, на МСЗ №4 выполняют только часть важной последовательности. Под токсичным влиянием крупнейшего МСЗ №4 выживают районы Кожухово, Некрасовка и Новокосино, подмосковный Люблино.

Если мы говорим географически, то место, в котором расположен Мусоросжигательный завод №4, там же рядом Капотня с нефтеперерабатывающим заводом, там же угольная ТЭЦ №22 – это уже концентрация разного типа производств, от этого идет уже сочетанное воздействие негативных факторов на москвичей и экологию в целом. Жилые кварталы, конечно, находятся под гораздо большим воздействием этих всех производств. Там, где не один тип предприятия, не одно производство, а несколько разных, то идет усугубление разных факторов.

На продукты переработки спецзавода №3, заново введенного в эксплуатацию в 2007 году с обновленным датским оборудованием, жалуются жители Бирюлево и ближайших районов к метро «Царицыно». Измененная технология, дополнительные системы очистки и абсорбции, по словам граждан, не справляются с обработкой тяжелых металлических продуктов переработки. Самые заметные для граждан – пыль и пепел — относительно безвредная часть всех выбросов. Кроме того, в процессе сжигания отходов высвобождаются микрочастицы тяжелых металлов, а также более 1000 других токсичных веществ. Радиус поражения достигает 25 километров.

ТЭЦ

Самый крупный теплоресурсный объект в столице – совокупной энергетической мощностью 1 840,9 МВт. ТЭЦ являются одним из самых сильных факторов «угнетения» столичной экологии. В атмосферу выбрасываются оксиды серы, оксиды азота, вредные частицы золы, а также бензпирен, угарный газ и углеводороды.

Выбросы ТЭЦ очень сильно зависят от сырья, и, конечно, там, где газ – нельзя сказать, что это чистое производство, но, во всяком случае, нет такого воздействия вредных веществ, допустим, как на угольных станциях.

Продукты переработки теплоэлектростанций влияют на здоровье жителей ближайших районов. Например, смесь бензпирена и угарного газа может быть триггером для развития онкологических заболеваний.

Если высота трубы станции превышает 100 метров, то радиус токсического воздействия достигает 6 км. Причем, большинство химических соединений, которые высвобождаются в процессе перегонки, равномерно распределяется по всей площади поражения.

Нефтеперерабатывающие заводы

Нефтеперерабатывающие предприятия – это потенциально самые опасные производства, особенно, если речь идет о городской среде, близости жилых и социальных объектов. Как правило, в контексте НПЗ говорят об экологической опасности из-за выбросов нефти, сероводорода и пропаналя, который образуется в процессе переработки.

На нефтеперерабатывающем заводе в Капотне была достаточно большая реконструкция сделана, но, судя по той информации, которая до нас доходит от жителей, все-таки там до сих пор остались все те же запахи, в том числе выбросы очистки сырой нефти. Там же остаются выбросы от горящего факела. Ранее предполагалось, что данное производство остановят, но, к сожалению, оно так и продолжает работать, несмотря на жалобы и реальные риски для городской экологии Москвы. Доподлинно известно, что за последние годы сократился выброс сероводорода, а также снизился уровень использования самого факела. Тем не менее, говорить, что там полностью по результатам реконструкции решена проблема загрязнения, пока не приходится.

Химическая промышленность

Производственные задачи любой химической промышленности так или иначе связаны с опасностью высвобождения и выбросов продуктов этой промышленности. Крупный химзавод им. Войкова “Аурат” на севере Москвы — не исключение.

Дело в том, что любая переработка опасных химических отходов в обороте подразумевает большое количество опасных веществ. Поэтому некоторое количество уксусной кислоты, аминов, соединений фтора и хлора – они могут контролироваться. Но на самом деле любое химическое производство — это несколько сотен или даже тысяч опасных веществ. И поэтому мы не все даже их названия знаем. Переработка химотходов опасна с точки зрения выбросов.

Другая опасность химических веществ связана с отсутствием запаха: например, если отходы полигонов или очистных сооружений мы можем почувствовать, то переработка химических отходов далеко не всегда сопровождается запахом. Ряд веществ, выбрасываемых в атмосферу, не ощущается человеком. Допустим, ртуть. Таких веществ, которые не воспринимаются человеком, достаточно много. С этим связана основная опасность сложных производств химической переработки.

Водоочистные сооружения

Прямой вред очистных сооружений и загрязнение от их производственной деятельности видны невооруженным глазом или ощущаются по запаху. Запах и смог от Курьяновских сооружений хорошо чувствуются в ближайших жилых кварталах.

Здесь, что называется, органолептически жители ближайших территорий не могут не замечать этого запаха. Если, например, ехать по МКАД, востоку и юго-востоку, то запахи разные смешиваются – от полигона, от нефтеперерабатывающего завода. Если ветер с западной стороны, то здесь тоже идет вред от Курьяновского полигона – на достаточно большую зону. Любая термическая обработка – она усиливает степень опасности. При условии, если нет очень мощных очистных сооружений для воздуха на этом предприятии, то все это попадает к жителям.

Необходимость открытых данных мониторинга

Работа по анализу реальных данных об атмосферном загрязнении Москвы велась бы плодотворнее, будь у общественных организаций и жителей города данные официального столичного мониторинга — Мосэкомониторинга.

В столице очень хорошая система Мосэкомониторинга, но она ведется по ограниченному количеству веществ. Поэтому говорить, что у нас постоянно ведется мониторинг сложных производств, сложных технологических процессов, таких, например, как мусоросжигание или на химическом заводе переработка всяких опасных отходов, то мы об этом говорить не можем. Потому что это, как правило, очень ограниченно, и мы – ни жители, ни общественные организации – не имеем такого прямого доступа к этим данным.

«Мнение автора может не совпадать с мнением редакции». Особенно если это кликбейт. Вы можете написать жалобу.