30 января – ИА SM.News. Плотно заниматься регионом американцы начали в мае прошлого года. Тогда делегация во главе с заместителям госсекретаря США Дональдом Лу посетила сразу четыре государства — Киргизию, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан. Таким образом Штаты прощупывали почку на предмет лояльности государств Центральной Азии. И главным вопросом здесь была поддержка ими антироссийских санкций.
Разговоры тогда шли о правах человека, продовольственной безопасности и даже роли женщин в политике. Но это официально. Главной целью США эксперты называли желание заручиться поддержкой правительств центральноазиатских государств для противодействия России.
В Центральную Азию американцы вцепились не просто так. Экономики стран региона традиционно низкие, население растет, а рабочие места не создаются. Значит, можно использовать доллары, как инструмент давления на власть. При этом, за исключением разве что богатых ресурсами Туркменистана и Казахстана, государства региона сильно зависимы от России. Но ЦА крайне важна с точки зрения логистики. Через нее можно проложить транспортный коридор для доставки китайских товаров в Европу в обход России. Вот только Пекин уже сделал выбор в пользу совместного проекта с Москвой. Но, зная прагматичность китайцев, и такой вариант исключать нельзя.
Осложняется ситуация и тем, что санкции серьезно ухудшили положение мигрантов. Переводы на родину сокращаются, а в перспективе многих «специалистов» и вовсе могут депортировать за нарушения закона, которые фиксируются все чаще. В таких условиях центральноазиатские республики не готовы отказаться от помощи Запада. Но и портить отношения с Россией не хотят. Как пример — максимальное дистанцирование от вопросов СВО и попытки маневрировать между двумя противоборствующими сторонами.
Одной из последних сдалась Киргизия. В конце прошлого года министр иностранных дел Киргизии Жэнбек Кулубаев сообщил, что страна готова соблюдать антироссийские санкции. Сложная ситуация и с Туркменистаном. В государстве, которое закрыто даже для рядовых туристов, были замечены американские специалисты. Официально контакты сводятся к «зеленой повестке». Но, скорее всего, Штаты пытаются договориться об энергетической сфере. Учитывая, что тема экологии сейчас в тренде, таким образом США пытаются набрать себе очки перед грядущими выборами президента.
Но одним из главных таранов против России может стать Казахстан. Несмотря на заявления о сотрудничестве с Москвой, его политики зачастую поступают наоборот. А в свете запрета импорта урана из России, вес Казахстана в глазах американцев сильно возрос. Что, в частности, нашло свое отражение в декабрьской встрече президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева с послом США в Казахстане Дэниелом Розенблюмом, где обсуждались эти и иные «ресурсные» вопросы.
Например, в республике заморозили деятельность российских компаний, а их филиалы подменили местными. Сразу после сигналов Запада в стране перестали выдавать карты американских и европейских банков гражданам России. Киргизия и Туркменистан блокируют вещание российских каналов, а летать в республики теперь могут только «Суперджеты», так как импортные самолеты рискуют быть арестованными.
Тем не менее, пока инвестиции России и Китая в среднеазиатские республики существенно выше американских — почти 100 миллиардов долларов против девяти. И если Москва с Пекином инвестируют в инфраструктуру и реальные секторы экономики, то Вашингтон дает деньги на «поддержание мира и демократические реформы». С аналогичной формулировкой он выделял и выделяет средства и Украине. Так что ситуация ясна — попытка раскачать ситуацию и направить ее против России.
Может, попытки бы навести псевдодемократию остались бы бесплодными, но сами власти республик пытаются усидеть на двух стульях. С одной стороны Россия и Китай, с другой — США и Турция. Однако, определиться рано или поздно придется. Отдавать регион, входящий в сферу исторических интересов, Москва не намерена.