РоссияСб, 06 июля 2024
Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Белгород
Брянск
Владимир
Воронеж
Иваново
Калуга
Кострома
Курск
Липецк
Москва
Московская область
Орел
Рязань
Смоленск
Тамбов
Тверь
Тула
Ярославль
Северо-Западный федеральный округ
Архангельск
Великий Новгород
Вологда
Калининград
Ленинградская область
Мурманск
Петрозаводск
Псков
Санкт-Петербург
Сыктывкар
Южный федеральный округ
Астрахань
Волгоград
Краснодар
Крым/Севастополь
Майкоп
Ростов-на-Дону
Элиста
Северо-Кавказский федеральный округ
Владикавказ
Грозный
Дагестан
Магас
Нальчик
Ставрополь
Черкесск
Приволжский федеральный округ
Ижевск
Йошкар-Ола
Казань
Киров
Нижний Новгород
Оренбург
Пенза
Пермь
Самара
Саранск
Саратов
Ульяновск
Уфа
Чебоксары
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
Югра
ЯНАО
Сибирский федеральный округ
Абакан
Горно-Алтайск
Иркутск
Кемерово
Красноярск
Кызыл
Новосибирск
Омск
Томск
Дальневосточный федеральный округ
Анадырь
Благовещенск
Владивосток
Магадан
Петропавловск-Камчатский
Улан-Удэ
Хабаровск
Чита
Южно-Сахалинск
Якутск
Спецоперация России
Последние новости
Спецоперация России
Сортировка
Поиск
Спецоперация России
#Аналитика Читать 3 мин.

2023 год – год 100-летия со дня рождения общенационального лидера и экс-президента Азер-байджана Гейдара Алиева, официально объявленный в этой стране годом в его честь, по за-мыслам нынешнего политического режима должен был стать годом национального триумфа, призванным явить всему миру доказательства прозорливости, мудрости и таланта кумира, сле-дование заветам которого поднимает страну ко все новым и новым высотам

Азербайджан остался на периферии мировой политики в год 100-летия Гейдара Алиева

kremlin.ru
#Аналитика

Фото: kremlin.ru

2023 год – год 100-летия со дня рождения общенационального лидера и экс-президента Азер-байджана Гейдара Алиева, официально объявленный в этой стране годом в его честь, по за-мыслам нынешнего политического режима должен был стать годом национального триумфа, призванным явить всему миру доказательства прозорливости, мудрости и таланта кумира, сле-дование заветам которого поднимает страну ко все новым и новым высотам
kremlin.ru #Аналитика

Фото: kremlin.ru

Азербайджан остался на периферии мировой политики в год 100-летия Гейдара Алиева

14 декабря – ИА SM.News. Но, как это часто бывает в реальной жизни, что-то пошло не так, и триумфа не случилось. Вместо того, чтобы сиять подобно аметисту в буднях повседневной серости, Азербайджан как был, так и остался на периферии мировой политики, и сделать что-либо с этим официальный Баку не в состоянии. Поневоле напрашивается аналогия со 100-летием геноцида армян в Османской империи, которое в 2015 году в Ереване все ждали как некоего кульминационного или поворотного момента, а когда ожидания не совпали с действительностью, все впали в разочарование и уныние. Хотя все, будучи гражданами СССР, читали сказку Ганса Христиана Андерсона о голом короле.

Причин такому положению дел сразу несколько, и все они переплетены в клубок субъективных и объективных факторов и обстоятельств, оказать влияние на которые у властей предержащих в Азербайджане не было ни малейшей возможности. Словно весь мир и даже само Провидение развернулись к официальному Азербайджану спиной и тем, что чуть пониже ее, чтобы полностью, окончательно и бесповоротно, смазать эффект от официального праздника длиною в год, который с пафосом, размахом и помпой был запланирован, но так и не случился. Перечислю только самые важные из них, которые неопровержимо доказывают, что 2023 год для Азербайджана так и не стал и уже точно не станет годом триумфа идей Гейдара Алиева, и если этот факт нынешнее политическое руководство стране не признает хотя бы для себя и не осознает, что пик его могущества пройден, и, следовательно, надо трансформировать режим в соответствии с новыми реалиями, то все может закончиться плохо, как в Армении при Саргсяне или Грузии при Саакашвили.

Первая. Армения за почти три года так и не признала и, значит, что уже не признает никогда ни де-юре, ни де-факто итогов войны за Карабах 2020 года (по крайней мере, до нового поражения в еще одной войне с Азербайджаном, вероятность которой уменьшается из года в год), хотя президент Ильхам Алиев громогласно обещал своему народу и мировому сообществу заключить с официальным Ереваном мирный договор с учетом итогов той войны еще до конца прошлого – 2022-го – года, чтобы год нынешний – год Гейдара Алиева – был бы триумфальным и для страны, и лично для него. Однако все эти заявления так и остались пустыми декларациями о несбывшихся намерениях, о которых ему самому сегодня вспоминать как-то неловко, поэтому сегодня тему мирного договора с Арменией все больше озвучивает не он сам.

Дипломаты в Москве и в других мировых столицах очень чутко и четко отслеживают такие нюансы и изменения в умонастроениях первых лиц правящих элит сопредельных государств и делают из этого выводы, чаще всего правильные. По сути, что Армения после поражения в войне смогла заглушить политический импульс, приобретенный Азербайджаном в результате военной победы, стиснуть зубы и вытерпеть дипломатический натиск Баку, утопить переговорный процесс в трясине консультаций ради сохранения собственного престижа и интересов, так и не дав оппоненту воспользоваться плодами победы. Фактически, отсутствие мирного договора с Арменией, равно как и договора с ней о государственной границе, стало личным поражением Гейдара Алиева, который в данном вопросе не смог показать себя ни умелым дипломатом, ни решительным политиком, ни волевым главой государства, готовым всегда и решительно, даже вопреки мнению мирового сообщества, применить силу ради обеспечения национальных интересов, как это сделал президент Владимир Путин на Украине.

Даже молниеносная боевая операция по разгрому армянских вооруженных формирований в Карабахе 19-20 сентября, в результате которой все армянское население региона снялось с обжитых мест и бежало (репатриировалось) в Армению, и та привела только к торжественному параду победителей в совершенно пустом городе, что вызвало, как минимум, недоумение везде, помимо самого Азербайджана и, возможно, Турции как его главного стратегического союзника, не смогла прибавить веса «Году Гейдара Алиева» нигде кроме как в самом Азербайджане. Более того, возвращение Карабаха под юрисдикцию официального Баку породило его активную политическую конфронтацию с такими мировыми центрами силы как Вашингтон, Брюссель и Париж. Президент Ильхам Алиев по примеру позиции президента Владимира Путина в украинском вопросе взял курс на повышение ставок в этом дипломатическом противостоянии, подкрепленной бурной пропагандистской кампанией в местных масс-медиа, что само по себе свидетельствует об отсутствии у него конструктивной позиции не то что для компромисса, а даже для диалога. А это – верный признак неуверенности в себе.

2023 год – год 100-летия со дня рождения общенационального лидера и экс-президента Азер-байджана Гейдара Алиева, официально объявленный в этой стране годом в его честь, по за-мыслам нынешнего политического режима должен был стать годом национального триумфа, призванным явить всему миру доказательства прозорливости, мудрости и таланта кумира, сле-дование заветам которого поднимает страну ко все новым и новым высотам

kremlin.ru

Вторая.Международному резонансу «Года Гейдара Алиева», безусловно, помешал фактор СВО ВС РФ на Украине, вокруг которой кипят страсти поистине планетарного масштаба, на фоне которых юбилей основоположника политического режима в маленькой периферийной стране не просто меркнет, а не виден от слова «совсем». Все крупные международные проекты, которые придумывал, развивал и продвигал официальный Баку для популяризации Азербайджана на мировой арене – «Бакинский процесс» ЮНЕСКО/ИСЕСКО, серия Бакинских Гуманитарных форумов и еще многое иное очень даже полезное и интересное – пали сначала под ударами коронавирусной пандемии, а затем – военного конфликта на Украине и глобальной геополитической и макроэкономической турбулентности вокруг него. Внешняя политика Азербайджана оказалась не готова к действиям в экстремальной обстановке, когда каждый субъект международного права думает только о себе и обеспокоен решением вопросов собственной выживаемости, но это ни в коем случае не ее вина, а беда.

И вот тут-то оказалось, что большого количества реальных партнеров и союзников у Азербайджана нет – ни среди стран исламской, ни среди стран европейской цивилизации, из них разделить с Азербайджаном радость празднования 100-летнего юбилея Гейдара Алиева никто не только не желает, но и не стремится. Не работает даже принцип: мы едем к вам только потому, что вы нам платите за это. Последний Глобальный медиа-форум в Шуше наглядно это показал и доказал – в мировой прессе не появилось больше статей о том, как прекрасно живет Азербайджан, следуя заветам своего общенационального лидера и покойного пожизненного экс-президента.

Еще одним фактором, не позволившим пробиться Азербайджану в юбилейный год в топ-новости мировой прессы, стала очередная (12-я по счету за последние 75 лет) палестино-израильская война в секторе Газа и в Южном Ливане. На ее фоне обмен дипломатическими демаршами между Баку и Вашингтоном на предмет того, что высшие должностные лица двух стран не могут быть приняты в столицах оппонентов, случившиеся в начале декабря, выглядит как размен булавочными уколами, больше похожими на театральную постановку, чем на акты реальной политики. Безусловно, внешнеполитическими ведомствами большинства стран эти эскапады не остались незамеченными и были приняты ими к сведению, но широкого отклика у публики (разве что в Азербайджане) так и не нашли. Активное боевое противостояние ЦАХАЛ и ХАМАС перебило тренд словесной пикировки между Баку и Вашингтоном, что также не добавило дополнительных рейтинговых баллов «Году Гейдара Алиева».

Одним словом, с повесткой дня в мировой политике Азербайджану в 2023 году явно не повезло, – переизбыток глобальных геополитических конфликтов не дал выйти на поверхность его победе в конфликте региональном.Безусловно, не будь наследия пандемии и украинского конфликта, а также очередного витка ближневосточного противостояния, тема празднования в Азербайджане 100-летия Гейдара Алиева в условиях отсутствия каких-то иных более брутальных событий вполне могла бы стать на полдня мировой топ-новостью, на раскрутку которой официальный Баку не пожалел бы ни сил, ни средств, ни ресурсов. Но, увы, не сложилось: торжественный момент оказался похерен форс-мажором глобального масштаба. А поскольку конфликты вокруг Украины и сектора Газа продлятся еще долго (вполне возможно, что до лета будущего года), а их последствия будут аукаться всем и того дольше, то все ранее успешно существовавшие действительно интересные азербайджанские гуманитарные инициативы, о которых сейчас помнят только специалисты или их участники, к этому времени сотрутся даже в их памяти, оставшись тусклым воспоминанием, рисунком дождя на мокром окне. А это значит, что пик своего влияния и связанного с ним авторитета в этой сфере нынешний политический режим Азербайджана тоже прошел, и ему сегодня помимо «Года Гейдара Алиева» предложить миру абсолютно нечего.

В данном контексте надо понимать еще одно принципиально важное обстоятельство: Азербайджан формировал свой вчерашний имидж на международной арене только с одной целью – получить от международного сообщества если не публичное разрешение, то хотя бы молчаливое согласие еще раз схлестнуться один на один на поле боя с Арменией в финальной войне за Карабах. Такой шанс он получил и реализовал. А вместе с этим приобрел принципиально иной статус – регионального лидера Южного Кавказа, пока не вовлеченного в глобальную конфронтацию Запада во главе с США и Китая с Россией и странами глобального Юга. Пока Азербайджан был вовлечен в карабахский конфликт, он не представлял собой интереса для глобальных игроков, а когда все-таки явил себя миру в новом статусе и качестве, сразу стал объектом приложения сил внешних игроков, которым особого дела до его собственных национальных устремлений в общем-то и нет. Официальный Баку к своему новому статусу еще не привык, а поэтому по привычке предлагает региональную повестку на более высоком уровне, отчего выглядит немного смешно.

Третья. У Азербайджана есть два ближайших союзника – Турции и России (хотя бы формальных, на уровне имеющихся соответствующих межгосударственных соглашений от 22 февраля 2022 года), которые могли бы поддержать его в радости, но и с ними приключилась незадача: первая зализывает раны от недавнего катастрофического землетрясения и будет делать это еще очень долго, поэтому ей не до праздника, особенно чужого, а вторая, напрягая все силы, воюет с ближайшим соседом и коалицией стоящих за его спиной спонсоров военно-технической помощи из НАТО, а поэтому ей тоже не до чужого праздника. Поэтому ни та, ни другая ни приехать в гости на праздник, ни пригласить чужой праздник в гости к себе не может – собственное народонаселение такого шага властей предержащих точно не поймет и может не простить, а наживать себе на пустом месте социальный протест никто не будет.

Думаю, что будь Азербайджан также близок России как, например, другой ее союзник – Белоруссия, мероприятия по случаю 100-летия Гейдара Алиева могли бы пройти в Москве, но как показывают результаты социологических опросов, проводимых бакинской русскоязычной прессой среди своих читателей из числа местной интеллигенции (провинциалы и пролетариат по-русски в Азербайджане уже не читают), то три четверти из них желают победы Украине в войне с Россией, и не из-за симпатий или особой любви к этой стране или ее политическому режиму, а исключительно потому что в этом случае надеются поквитаться в Арменией за все исторические обиды на протяжении последних полутора столетий.

Конечно, на официальном уровне наличие массового присутствия таких умонастроений в сознании просвещенной части населения в Баку будут всячески отрицать, но сайты новостных изданий говорят об обратном, а поэтому общих праздников для России и Азербайджана в обозримом будущем пока не предвидится, и «Год Гейдара Алиева», такой монотонно-тоскливый и долгий по причине отсутствия иностранных гостей, приходится отмечать в тесном узком семейном кругу, иногда привозя на потеху себе многократно проверенных за долгие годы иностранных агентов влияния. Из чего можно сделать вывод, что существовавшие и приносящие успех формы собственного позиционирования для Азербайджана сегодня с былым эффектом уже не работают, но ничего нового им на смену еще не придумано, следовательно, и в этом деле официальный Баку прошел пик полета своей творческой мысли. Начался и продолжается бег на месте.

2023 год – год столетия Гейдара Алиева – станет если не переломным, то рубежным в развитии нынешнего Азербайджана. Задумывавшийся как год триумфа, в силу совокупности внешних обстоятельств непреодолимой силы он без сопутствующей эмоциональной составляющей переродился в год своего рода пика, за которым неизбежно последует спад. Существующий в стране политический режим объективно исчерпал свой творческий потенциал, и особенно хорошо это видно со стороны, как Азербайджан, являвшийся долгое время генератором идей, вернулся на уровень периферийной страны.

Как мудро сказал Гейдар Алиев вначале своего президентства, нефть для Азербайджана – это великое благо и великое проклятье одновременно. Перефразируя это его слова, можно уверенно говорить, что «Год Гейдара Алиева» также наглядно показал, что культ личности общенационального лидера – это такое же благо и проклятье для Азербайджана.

И самое интересное в этом то, что Ильхам Алиев сам прекрасно все понимает. Иначе зачем на 7 февраля 2024 года в Азербайджане назначены досрочные президентские выборы.

«Мнение автора может не совпадать с мнением редакции». Особенно если это кликбейт. Вы можете написать жалобу.

Отправьте сообщение об ошибке, мы исправим

Отправить