Не мы такие, жизнь такая.

К очередным выборам Республика Молдова подошла, тщательно скрывая социально-экономический кризис. По итогам полугодия падение производства превысило 6%, а средний рост цен перевалил за 16%. Эти цифры ниже прошлогодних, но значительно выше показателей 2021 года. К тому же оптимизм статистических индикаторов разносят в прах два ключевых факта: сборы НДС сократились в Молдавии в реальном выражении в 1,6 раза, а в банках так и остались лежать накопления бизнеса в 45 млрд леев. Почти половина молдавского бюджета! 

Бизнес либо не видит перспектив для работы в сегодняшней Молдавии, либо предпочитает сократить обороты до минимума. Снижение активности реального сектора в свою очередь гонит из страны жителей:отток населения к середине 2023-гоприобрел устойчивые признаки того, что будет побит и рекорд, поставленный в прошлом году, когда республику покинули 50 тыс. человек.  

Между тем молдавская власть слова «кризис» тщательно избегает. Она предпочитает называть происходящее падение экономикипоследствиями военный действий на Украине. «Продолжающаяся агрессия России против Украины в значительной степени повлияла на нашу страну. Наша экономика серьезно пострадала от войны, с потерей рынков сбыта, прерванными цепями поставок и ростом затрат на транспортировку и логистику, что только увеличило бремя, которое несут наши предприятия. Затраты на обслуживание транспортной инфраструктуры продолжают увеличиваться, оказывая воздействие как на транзит, так и на экспорт», — жаловался премьер-министр Молдавии Дорин Речан на встрече с представителями стран-доноров в октябре. При этом он особо подчеркнул, что если в нынешнем году бюджетный дефицит достиг 100 млн евро, то в будущем, по прогнозам правительства, увеличится до 400 млн.   

Если войны нет, то ее надо придумать 

Как бы это цинично не прозвучало, но СВО России на Украине стала для молдавской власти огромной удачей. С февраля 2022 года официальный Кишинев прикрывает «российской агрессией» все свои провалы. Бездарная экономическая политика во всех без исключения сферах, позорно-неудачная реформа юстиции, проигранная борьба с коррупцией – все теперь списывается на войну в соседней стране. Более того, под свои «страдания» Молдавия жадно сосет западное финансирование. 

Как подсчитал бывший премьер-министр Молдавии Влад Филат, «в 2022 году только в ходе трех заседаний Платформы поддержки Республики Молдова доноры объявили об обязательствах на сумму около 1,4 млрд евро. Из этой суммы примерно 420 млн евро и более42 млндолларов уже поступили. Помимо этого, за первые 11 месяцев 2022 года Молдова получила внешнюю финансовую помощь на сумму около 980 млн евро. И это, не считая 100 млн евро, поступивших в качестве подспорья для оказания помощи украинским беженцам, и поддержки бюджета, достигшей 18,6% его расходной части».

 

Еще 1,75 млрд долларов, или почти 12,5% ВВП в Молдавию прислали в 2022 году трудовые мигранты, напомнил Филат, отметив, что «при такой финансовой поддержке экономика Молдовы должна была бы расти, но не с правительством Партии действия и солидарности (ПДС)». «ПДС разрушает, а не строит, тратит, а не производит, только тратит и ничего не зарабатывает. ПДС – это вирус, который паразитирует на народе Республики Молдова и высасывает из него силы», — заключил экс-премьер. 

Между тем у Молдавии появилась перспектива законсервировать такую ситуацию, то есть получать финансирование Запада не по тому или иному поводу, а постоянно. В марте 2022 года Евросоюз одобрил ее заявку на вступление в европейское сообщество. Это произошло на волне поддержки Украины, которая также получила перспективы на членство в ЕС. Статус страны-кандидата открывает доступ к европейским фондам на весь период подготовки к вступлению. Речь о десятках миллиардов евро. Однако официальному Кишиневу теперь надо постоянно демонстрировать стремление страны приблизиться к стандартам Евросоюза, и это, как минимум, должно выражаться в растущей поддержке евроинтеграции в обществе. Попросту говоря, жители страны должны голосовать на выборах за власть, которая открыла для Молдавии двери в Евросоюз. 

Тест на верность евроинтеграции 2.0.

Всеобщие местные выборы 5 ноября стали первым электоральным событием в новой евроинтеграционной каденции Молдавии (до этого была та, при которой состоялось подписание Соглашения об ассоциации и создании зоны свободной торговли в 2014 году – прим. автора) , и это коренным образом изменило суть кампании, которая обычно сводилась к выбору хозяйственных руководителей районов, городов и сел.  

«Это не просто местные выборы. Они имеют двойное значение. Результаты выборов категорически повлияют на курс страны. Речь идет не просто о мэрах и советниках, речь идет о нашем проевропейском выборе. Потому что эти выборы по времени совпадают с процессом открытия переговоров о членстве Молдовы в ЕС, с политическим решением в декабре со стороны стран-членов», — не раз отмечал председатель парламента, глава ПДС Игорь Гросу.  

Социологи тут же назвали местную избирательную кампанию атипичной, а конкуренты правящей партии решили проверить на ней точность своих стратегий, которые, как уже понятно, будут применять в 2024 году на президентских выборах, и в 2025-м на парламентских.

 

Против правящей партии выступили 35 политических организаций и блоков. Для сравнения, в 2020-м было девять партий-участниц местных выборов, в 2015-м – семь, в 2011-м – и вовсе четыре. В местных выборах, обычно участвуют независимые кандидаты, ведь избиратели голосуют за управленцев для местных администраций, а не за своих политических представителей во власти. Но в этот раз для участия в гонке зарегистрировались всего 77 независимых участников. И это при том, что выбрать предстояло 898 мэров и 11058 советников сельских, городских, муниципальных и районных советов.  

Ничего личного, только политика.

Выборы 5 ноября стали гонкой партий. При этом – и тут вторая особенность прошедшей кампании – все играли против одной, правящей. Слишком много негатива накопилось в молдавском обществе за два года пребывания ПДС у власти.

 

В 2019 году она получила первую победу, выступив против навязывания жителям Молдавии искусственного разделения по геополитическим лагерям, и ее тогдашний лидер Майя Санду заняла пост президента страны. В 2020-м ПДС набрала твердое большинство в парламенте, пообещав поддержку бизнесу, работникам, пенсионерам и бескомпромиссную борьбу с коррупцией. Однако уже в 2023-ем она шла на местные выборы под лозунгом непримиримой борьбы с Россией, всем русским, а заодно и молдавским (так как теперь считает подобное результатом русского влияния), игнорируя растущую бедность населения и нешуточные проблемы бизнеса, а также с разболтанной донельзя правовой системой. 

Как следствие, конкурентам ПДС на выборах 5 ноября оставалось только зафиксировать болевые точки избирателей и без особых мудрствований предложить им свои политические услуги. Даже такой незамысловатый подход сработал: из 1 147 610 граждан Молдавии, пришедших в минувшее воскресенье на избирательные участки, всего 305,1 тыс. отдали голоса за кандидатов от ПДС. В 2021-м у нее была поддержка 774 754 избирателей, в 2020-м – 943 486. Провал оглушительный.

 

Не помог даже прямой шантаж местных лидеров. Депутаты, члены правительства, сама президент, начиная с лета, без устали разъезжали по стране: они разъясняли жителям регионов, что рассчитывать на средства из европейской помощи села и коммуны могут, лишь голосуя на выборах за кандидатов от ПДС; иначе — никаких новых дорог, поликлиник и детсадов. Глава государства посвятила этому и свое обращение к народу в последний день агитации. Таким приемом удалось посадить в кресла мэров 702 своих представителя. На первый взгляд, большинство, однако среди населенных пунктов, которые возглавили кандидаты от ПДС нет ни одного крупного города или муниципия (города, укрупненные пригородами – прим. автора).  

Та же история с районными советами, местными парламентами. Партия власти получила в них 766 мест, но нигде их не достает для принятия решений без создания коалиций или альянсов. А ведь на политическом поле союзников у ПДС нет.  

Бумеранг удачи для конкурентов 

Ну, и наконец, третья особенность этих атипичных выборов. Прошел пока лишь первый тур, через две недели предстоит второй (в ряде населенных пунктов продолжается гонка за кресла мэров), но уже сейчас можно констатировать, что всем основным конкурентам власти удалось либо укрепить, либо нарастить свои политические позиции. Даже тем, кто был, казалось, навсегда списан с политической арены.

 

В частности, демократы, для свержения которых в 2019 году объединились Россия, США и Евросоюз,переименовавшись в Европейскую социал-демократическую партию, получили 302 мэрии, 379 мест в местных советах Iуровня (муниципии, города, коммуны, села) и 32 – в советах IIуровня (районы и два крупнейших города Кишинев и Бельцы). 

Партия социалистов, оказавшаяся в последние два года основной цельюполитических рейдеров с фланга левых радикалов, сохранила за собой 531 мэрию, 715 мест всоветах Iуровняи 34 – в советах IIуровня.

 

С возвращением в игру после решения Европейского суда по правам человека Влада Филата, некогда начавшего политику беспрецедентной открытости для ЕС, на политический трек вернулась Либерально-демократическая партия: 203 мэрии, 256 и 30 мест в советах Iи II уровней соответственно. 

Неплохие позиции показала также Платформа достоинство и правды, бывший союзник по политической борьбе ПДС, которого партия власти просто выкинула в определенным момент из игры (164 мэра, 200 советников Iуровня и 22 – IIуровня). Кроме того, твердо заявила о себе новое политическое формирование – Партия развития и объединения Молдовы, созданная с нуля бывшим премьер-министром Ионом Кику (239 мэров, 297 советников Iуровня и 28 – IIуровня).

Молдавия, где всегда были сильны левоцентристские настроения, а две трети населения выступает за нейтралитет, просто не приняла агрессивную риторику нынешней либеральной власти. Не сработали ни запугивания «гибридной войной России», ни посулы евро-атлантической защиты от врага №1. При высокой поддержке евроинтеграции – 39%, жители Молдавии все же рассматривают ее как модель модернизации и развития, а не как способ капитализации политического выбора. Жизнь в Молдавии, как в известном стихотворении Иосифа Бродского, качнулась вправо лишь как будто, чтобы, преодолев очередной избирательный цикл, снова начать движение к центру и влево.  

Зоя КРАВЕЦ