РоссияПн, 25 ноября 2024
Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Белгород
Брянск
Владимир
Воронеж
Иваново
Калуга
Кострома
Курск
Липецк
Москва
Московская область
Орел
Рязань
Смоленск
Тамбов
Тверь
Тула
Ярославль
Северо-Западный федеральный округ
Архангельск
Великий Новгород
Вологда
Калининград
Ленинградская область
Мурманск
Петрозаводск
Псков
Санкт-Петербург
Сыктывкар
Южный федеральный округ
Астрахань
Волгоград
Краснодар
Крым/Севастополь
Майкоп
Ростов-на-Дону
Элиста
Северо-Кавказский федеральный округ
Владикавказ
Грозный
Дагестан
Магас
Нальчик
Ставрополь
Черкесск
Приволжский федеральный округ
Ижевск
Йошкар-Ола
Казань
Киров
Нижний Новгород
Оренбург
Пенза
Пермь
Самара
Саранск
Саратов
Ульяновск
Уфа
Чебоксары
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
Югра
ЯНАО
Сибирский федеральный округ
Абакан
Горно-Алтайск
Иркутск
Кемерово
Красноярск
Кызыл
Новосибирск
Омск
Томск
Дальневосточный федеральный округ
Анадырь
Благовещенск
Владивосток
Магадан
Петропавловск-Камчатский
Улан-Удэ
Хабаровск
Чита
Южно-Сахалинск
Якутск
Спецоперация России
Последние новости
Спецоперация России
Сортировка
Поиск
Спецоперация России
#Аналитика Читать 3 мин.

В жаргоне сотрудников спецслужб есть понятие «забить автогол», которое обозначает подрыв террориста на изготавливаемом им самодельном взрывном устройстве

Армяне с легкостью отказались от своей государственности в Карабахе

kremlin.ru
#Аналитика

Фото: kremlin.ru

В жаргоне сотрудников спецслужб есть понятие «забить автогол», которое обозначает подрыв террориста на изготавливаемом им самодельном взрывном устройстве
kremlin.ru #Аналитика

Фото: kremlin.ru

Армяне с легкостью отказались от своей государственности в Карабахе

2 октября – ИА SM.News. Именно оно всплыло из моего подсознания, когда я узнал, что глава никем непризнанной Нагорно-Карабахской республики (Арцах) Самвел Шахраманян, избранный на этот пост всего три недели назад, 28 сентября издал и обнародовал указ, согласно которому до 1 января 2024 года самораспускаются все государственные учреждения и организации этого государства-фантома, а само оно самоликвидируется.

Sic transit gloria mundi – Так проходит людская слава.

В принципе, не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, зачем он это сделал. В армии есть железный закон: если бардак невозможно искоренить, то его надо возглавить и повести за собой. Применительно к нынешней ситуации в Карабахе его можно переформулировать так: остановить исход армян из региона уже невозможно, следовательно, сохранять какие-либо властные, представительские и административные структуры не имеет никакого смысла. Поэтому их проще ликвидировать самим с указанием точного срока, когда это случится, чтобы выиграть время для организации относительно свободной и беспрепятственной эвакуации местного армянского населения из Карабаха в Армению, чем дожидаться, когда это сделают азербайджанские военные, которые будут, если этого не сделать, торопить этот процесс тычками стволов или прикладов автоматов в спину. Если рассматривать этот шаг Самвела Шахраманяна именно с такой точки зрения, то можно и нужно говорить о его благородстве, когда он не стал, как говорят на Востоке, пытаться присвоить себе уши дохлого ишака, а честно сказал, что ишак, то есть Арцах, сдох, и нам надо дать возможность его похоронить. Размен безопасности населения на юридическое признание факта смерти того, что уже давно само умерло, – это вполне взвешенный шаг, позволяющий армянам и азербайджанцам «разойтись краями» в Карабахе и без особых фактических потерь закрыть страницу истории, которая должна быть закрыта.

Итак, с 1 января 2024 года Азербайджан де-юре и де-факто становится полноправным хозяином Карабаха, причем местное армянское население само отказывается от любых претензий на государственность, самоопределение и автономию без участия в этом деле властей Армении. То есть после этого официальному Еревану, чтобы отказаться от претензий на Карабах, будет не нужно ни мирных переговоров с Азербайджаном, ни определения государственных границ, ни письменных гарантий от Баку в отношении переходящего под его юрисдикцию местного армянского населения, если таковое останется и захочет вступить в азербайджанское гражданство. От официального Еревана и лично от армянского премьер-министра Никола Пашиняна теперь уже абсолютно ничего не зависит, он не является субъектом взаимоотношений между азербайджанскими властями и армянской общиной Карабаха, которая уже отправила своих представителей в Баку с эскортом азербайджанской полиции. Отныне и навсегда судьба региона решена без его участия, что полностью развязывает ему руки в переговорах с Азербайджаном, которые после 1 января можно будет вести чуть ли не с чистого листа, не будучи обремененным «карабахским вопросом».

Ни на секунду не сомневаюсь в том, что данный шаг Шахраманяна был заранее согласован с Баку, и даже вполне допускаю, что его придумал непосредственно азербайджанский президент Ильхам Алиев, являющийся, как показывает опыт, незаурядным и дальновидным дипломатом и знатоком международного права (школа МГИМО сказывается). Как бы то ни было, факт остается фактом: карабахский вопрос закрыт окончательно и бесповоротно. Как заявил сам азербайджанский лидер, «серых зон» на карте Азербайджана не осталось. И не этот ли сценарий развития событий имел в виду другой дипломат – нынешний пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, когда заявил об этом 23 сентября? Ну а сейчас в сухом остатке мы имеем точную дату – 1 января 2024 года, когда армянский Карабах из государства-фантома превратится в факт истории, описание которого займет пару небольших абзацев в энциклопедии. После чего на всем Южном Кавказе установится если не мир, то временное затишье, которое станет предвестником долгого и прочного мира.

Лично меня в этом деле поражает то изящество, сравнимое с чувством эстетического наслаждения, с каким случилось окончательное решение карабахского вопроса. Азербайджан мог бы выдавливать армян из Карабаха угрозой применения силы, например, введя на улицы Ханкенди, Аскерана и других городов региона тяжелую бронетехнику, один вид которой давил бы на психику армян, побуждая их к бегству. Можно было бы с той же целью ввести комендантский час и ночное патрулирование населённых пунктов на гремящих и лязгающих гусеничных бронемашинах. Но ничего такого нет. Все очень похоже на переезд, когда жилец спокойно и деловито собирает вещи, чтобы без суеты переехать из одной квартиры в другую без участия судебных приставов, полиции и иных неприятных ему лиц. Словом, исход армян из Карабаха в 2023-м совсем не похож на исход азербайджанцев из Карабаха за 30 лет до этого, в 1993-м. И в том, что апофеоза трагедии образца 1993 года удалось избежать сейчас, есть большая личная заслуга Ильхама Алиева и Самвела Шахраманяна (хотя их ставить на одну доску, все всякого сомнения, никак нельзя), а также солдат и офицеров российского миротворческого контингента, которые одним фактом своего присутствия в регионе подтолкнули стороны конфликта к тому, чтобы искать приемлемые компромиссы сообразно ситуации, а не резать по живому там, где без этого можно и нужно было обойтись.

Будучи профессиональным историком с университетским дипломом и дипломом кандидата исторических наук, я не могу припомнить примеры в мировой истории, когда государство заявляет о своей самоликвидации, – пожалуй, это будет прецедент, новое слово, который войдет во все учебники теории и истории государства и права. Даже в Чехии, превращенной в 1937 году в протекторат Моравии и Богемии нацистской Германии, и то сохранялись хотя бы формальные институты государственности во главе с кукольным президентом Эмилем Гахой, и тот публично не отказывался от них перед лицом внешней военной силы. Другие оккупированные гитлеровцами страны и народы создавали свои правительства в изгнании и формировали воинские контингенты в структуре вооруженных сил стран антигитлеровской коалиции, но в случае с армянским Карабахом мы ничего подобного не видим – нет ни правительства Арцаха в изгнании, хотя среди армян есть немало миллиардеров, которые могли бы его возглавить и содержать (например, все тот же Рубен Варданян), вообще нет ничего, кроме обвинений в адрес Никола Пашиняна в предательстве интересов собственного народа. И за всем этим скрываются чувства апатии, обреченности, рабской покорности судьбе или полного безразличия к тому, что раньше казалось таким дорогим и близким. Очень напоминает мне отношение моего поколения к развалу СССР, – тогда нам было 20+, и никто из нас больше не хотел строить коммунизм, так как реальность разительно отличалась от идей, в которых нас воспитывали в школе и университете.

Меня смущает только одно обстоятельство – это то, с какой лёгкостью армяне отказались от своей государственности в Карабахе, даже в той неполноценной и усеченной форме, в которой она существовала на протяжении 30 лет под брендом «Арцах». Подобно перелётным птицам они практически в одночасье снялись с насиженного места и откочевали на новое место жительства. Это выглядит по меньшей мере странно, особенно если сравнивать Карабах и Сейшелы, население которых также живет в постоянной готовности к эвакуации из-за угрозы затопления островов водами Мирового океана, чего им никак не предотвратить и не избежать. На этот случай власти Сейшельских островов разработали и реализуют план создания и существования виртуального или цифрового государства, о чём объявили мировому сообществу на сессии Генеральной Ассамблеи ООН; Карабахским армянам, если им настолько дорог и ценен Арцах, также вполне могли бы виртуализировать его существование, но никто об этом даже не задумался, хотя финансовых и интеллектуальных ресурсов у мирового армянства, в чем я ни на секунду не сомневаюсь, было и есть предостаточно, но почему-то никто из лидеров народа или диаспоры не озаботился тем, чтобы сохранить его или память о нем в пику Азербайджану и Турции хотя бы в виде цифровой матрицы. Следовательно, Карабах для армян – это не такая уж и самодостаточная ценность, как они об этом постоянно заявляют, если её нельзя монетизировать.

Самоликвидация армянского Карабаха или Арцаха открывает новую страницу в армяно-азербайджанских отношениях, основанную на реалистическом прагматизме без всякого идеологического флёра и прочей мишуры. Официальный Баку, добившись от Еревана применением силы решения «карабахского вопроса», будет и далее эксплуатировать этот фактор для решения своих целей, первоочередной из которых является открытие Зангезурского коридора. Все разговоры о том, что после исхода армян из Карабаха этот вопрос должен быть снят с повестки дня, так как Лачинский коридор для них потерял свою актуальность, – в пользу нищих. Так как он не утратил своей актуальности для Азербайджана, а также для других сопредельных с регионом южного Кавказа стран – России, Ирана и Турции. Поэтому этот коридор всё равно будет открыт усилиями Азербайджана, как бы ни увиливал от решения этого вопроса армянский премьер Пашинян. 5 октября в испанской Гренаде состоится встреча азербайджанского и армянского руководителей, главной темой которой как раз и будет открытие торгово-транспортного коридора через Зангезур. И Если Пашинян на ней не даст своего письменного согласия, то вскоре нам придется стать свидетелями создания этого коридора азербайджанской бронетехникой.

«Мнение автора может не совпадать с мнением редакции». Особенно если это кликбейт. Вы можете написать жалобу.

Отправьте сообщение об ошибке, мы исправим

Отправить