Фото: Светлана Мулыкина

Цены на уголь всегда колебались в зависимости от экономических циклов, мировых войн и технологических изменений, включая переход к более чистым источникам энергии. К концу прошлого века, с ростом экологической осведомленности и развитием альтернативных источников энергии, спрос на уголь начал снижаться, что привело к падению цен.

«Средняя цена на энергетический уголь в австралийском Ньюкасле, крупнейшем хабе азиатско-тихоокеанского региона, составила 108 долларов за тонну по итогам первых десяти месяцев 2025 года. По данным Всемирного банка, это на 21% ниже, чем за январь-октябрь 2024 года (136 долларов за тонну). Тот же тренд характерен и для южноафриканского хаба Ричардс-Бэй, где средние цены снизились за тот же период на 10% – со 106 до 96 долларов за тонну», — информирует аналитик Кирилл Родионов.

Сегодня тренды продолжают изменяться: несмотря на временные всплески цен из-за спроса в развивающихся странах, таких как Китай и Индия, глобальная тенденция к декарбонизации и переходу на возобновляемые источники энергии продолжают оказывать давление на рынок угля. Это приведет к долгосрочному снижению его доли в энергетическом балансе стран, включая США и Россию, что создаст вызовы для угледобывающих регионов и потребует адаптации экономик к новым условиям.

«Как и в прошлом году, падение цен является возвращением к многолетней норме: средняя цена энергоугля на хабе Ньюкасл составляла 94 доллара за тонну в период с 2017 по 2021 годы, а на хабе Ричардс-Бэй – 88 долларов за тонну. Это во многом объясняет потери российских угольщиков: по данным Росстата, сальдированный убыток угледобывающих компаний достиг 263,2 миллиардов рублей по итогам первых восьми месяцев 2025 года, более чем вдвое превысив итоговый уровень 2024 года (112,6 миллиардов рублей)», — констатирует Родионов.

Ранее ИА SM-NEWS сообщило, что альтернативная энергетика может решить проблему энергодефицита на юге России.