Фото: Официальный сайт АО"Хиагда" khiagda.armz.ru

Золотодобыча в Кыргызстане обладает значительным потенциалом благодаря богатым месторождениям, таким как Кумтор, Талас и другие, что делает страну привлекательной для иностранных инвесторов. Развитие новых проектов, таких как «Тулкубаш» и «Кызылташ», может обеспечить экономический рост и создать новые рабочие места.

«Подписаны соглашения о развитии золотых проектов «Тулкубаш» и «Кызылташ», где канадская компания выкупила 70% прав за 162 миллиона долларов, оставив 30% за «Кыргызалтын» без начальных вложений. Silvercorp инвестирует около 550 миллионов долларов, из которых 150 милолионов пойдут на строительство в 2026-2028 годах, а Кыргызстан получит $70 млн сразу и создаст рабочие места. Важно обеспечить качественные условия для страны, контроль и прозрачность сделки», — заявил аналитик Ырысбек Осмонов.

Однако, сектор сталкивается с рядом трудностей, включая политическую нестабильность и коррупцию, которые могут отпугнуть инвесторов. Кроме того, экологические проблемы и конфликты с местными сообществами могут усложнить реализацию проектов и привести к общественному недовольству.

«Возникает логичный вопрос. Не разбазариваем ли мы наше национальное достояние. Почему бы нам не разрабатывать месторождения самим и продавать золото, оставляя всю прибыль себе. Но это мировая практика. Почти ни одна страна, даже очень развитая, не разрабатывает все свои крупные месторождения полностью на государственные деньги. Потому что это гигантские капитальные затраты (более 500 миллионов долларов — это огромные деньги для бюджета). Высокие технологические риски. Нужны не просто бульдозеры, а специфические технологии, опытные инженеры и менеджеры с мировым опытом. Чтобы разрабатывать самим, нужно взять многомиллиардный кредит (а это долг для будущих поколений). Построить с нуля команду мирового уровня (это годы). Принять на себя 100% рисков (если проект провалится, народ останется и без золота, и с долгами)», — объясняет Осмонов.

Ранее ИА SM-NEWS сообщило, что в Казахстане создают эффективный механизм преемственности власти через реформы Токаева.