Огородников: На биржевых складах закончилась медь, и ее дефицит будет нарастать
По словам аналитика Евгения Огородникова, пока весь мир с опаской смотрел на закат нефти и газа — как основы экономики, на планете «закончилась» медь. Осенью прошлого года цена тонны цветного металла закрепилась выше 10 тысяч долларов, а уже в 2026 году эта тонна стабильно торгуется дороже 13 тысяч. И ведь дефицит только-только замаячил.
«Медь пока лишь заканчивается на биржевых складах, тогда как потребители спокойно покупают ее у производителей, и гоняться по всему миру за прутком или проволокой не требуется. А ведь впереди у большинства стран мира «энергопереход»: массовая установка ВИЭ, внедрение электромобилей, зарядок и куча прочих уже оплаченных медеемких мероприятий. В общем, за 15 лет спрос на медь вырастет в полтора раза. В прошлом году все медные ГОКи произвели 23 миллиона тонн меди; вторичная переработка дала еще 4 миллиона тонн. До конца десятилетия карьеры и ГОКи смогут наращивать производство, как и заготовители медного лома. Но к 2030 году планета подойдет к пику меди — ее карьерная добыча пойдет на спад просто из-за выработки всех открытых на сегодня месторождений. Заготовители вторсырья не смогут компенсировать этот провал. И в итоге уже в 30-ые годы мир будет жить в условиях острой нехватки меди», — констатирует Огородников.
К началу следующего десятилетия мировой спрос на медь, по данным ряда экспертов и организаций, может значительно опередить предложение, что приведет к дефициту. Это положение усиливается долгими сроками запуска новых месторождений и ограничениями в цепочках поставок, особенно в условиях геополитической напряженности. Причины дефицита: рост спроса на медь в энергетическом переходе (солнечные панели, ветроустановки, аккумуляторы) и продолжительная длительность цикла добычи и переработки; высокая доля переработки концентрируется в нескольких регионах, что создает риски срыва поставок.
«Конечно, вопрос физической доступности меди на планете — решаем. В одном кубическом километре океанической воды содержится до 100 тонн меди. Но тут встает вопрос экономики: какова будет цена извлечения такой меди? И нужна ли она будет хоть кому-то по таким астрономическим цифрам? Это значит, что наивная идея отказа от крупных централизованных источников энергии (тепловых ТЭС или АЭС) и переход на распределенную генерацию с установкой кучи мелких ветряков и панелей с огромным числом сетей уперлась в банальную нехватку проводов. Как и электромобиль. Как и зарядная инфраструктура к нему. Уже в следующем десятилетии медный кабель будет стоить как «крыло самолета», — уверен Огородников.
Ранее ИА SM-NEWS сообщило, что автоконцерн Tesla погружается в кризис.