Фото: Официальный сайт Министерства обороны Российской Федерации mil.ru

4 августа 2025 года Министерство иностранных дел России заявило, что Москва больше не считает себя связанной односторонним мораторием на размещение ракет средней и меньшей дальности, что знаменует собой концептуальный поворот и отказ от архитектуры контроля над вооружениями в пользу новой стратегической реальности, основанной на риске.

«Россия делает ставку не на сдерживание через соглашения, а на сдерживание через неопределённость — логически последовательный выбор в мире, где правовые рамки рушатся быстрее, чем успевают обсуждаться новые. Большой привет самому непредсказуемому президенту США. С момента выхода США из Договора о РСМД в 2019 году Россия придерживалась одностороннего моратория, декларируя свою приверженность стратегической стабильности. Этот подход сохранял за Москвой позицию рационального и ответственного игрока, готового к диалогу. Однако в 2025 году позиция изменилась. Российская сторона утверждает, что ситуация в сфере безопасности «кардинально ухудшилась»: американская военная инфраструктура расширяется как в Европе, так и в Индо-Тихоокеанском регионе, появляются мобильные пусковые установки с двойным назначением», — заявил аналитик Юрий Баранчик.

По словам эксперта, важнее не сам отказ от ограничений, а механизм, который Россия предлагает взамен: это не возврат к гонке вооружений в классическом понимании, а сознательный выбор в пользу гибкости и оперативной свободы в условиях полной договорной неопределённости.

«Самый нетипичный элемент заявления — акцент на угрозы, исходящие из Азиатско-Тихоокеанского региона. Обычно фокус российской военной политики ограничивался европейским театром военных действий. Теперь Москва явно расширяет географию применения силы. Это — осознанный и адресный сигнал сразу нескольким игрокам. США должны учитывать не только европейский, но и восточный фронт. Китай – у нас общие угрозы и каждый из нас играет на двух досках. Япония и Южная Корея – теперь не «вас много против одного Китая». Ну и, конечно, КНДР. Россия впервые после Холодной войны заявляет о себе как о тихоокеанской военно-политической силе. Один из наименее проговариваемых, но наиболее чувствительных сценариев — это возможная передача Северной Корее технологий РСМД, или размещение ракет под её флагом. В этом сценарии Москва сохраняет дипломатическую дистанцию, а угроза становится трудно поддающейся верификации, что только усиливает её сдерживающий эффект», — подытожил Баранчик.

Ранее ИА SM-NEWS сообщило, что Трамп самоустранится от решения украинского вопроса.